«...Мы в Сибири не гости, а хозяева, и работать хотим именно по-хозяйски, думая не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне. Поэтому и соревнование наше идет под девизом: «Я – хозяин стройки».
Окидывая хозяйским взглядом нашу стройку, я и мои товарищи видим проблемы, требующие своего решения. Звездный, Магистральный, Мо-гот. Эти названия уже появились на карте Родины и стали привычными для советских людей. Мы многое делаем, чтобы наши поселки были благоустроенными, стали образцовыми. У них большое будущее. И мы хотим, чтобы новые города и поселки на БАМе строились комплексно, по генеральным планам, строились добротно, на века».
Из речи бригадира комсомольско-молодежной бригады монтажников-бетонщиков СМП № 266 Леонида Казакова на XXV съезде КПСС.
Московский шофер Александр Шатунов приехал на БАМ с отрядом имени XVII съезда ВЛКСМ. Но попал он не на саму трассу, о которой мечтал, а в небольшой амурский город Шимановск, где решено было создать огромный комплекс стройиндустрии. В комплекс входят заводы железобетонных конструкций, крупнопанельного домостроения, щебеночный, гранитных облицовочных плит, сантехнических и электротехнических заготовок и другие. Первых строителей в Шимановске ожидали благоустроенные общежития, клуб, баня, магазины, столовая. И даже тротуары.
– А где же палатки? – недовольно протянул кто-то из «голубых романтиков».
Но разочарованными поначалу чувствовали себя и те, кто посмеивался над «любителями палаточного житья», – большинство из них надеялось непосредственно строить железную дорогу, прокладывать магистраль, ставшую знаменитой задолго до своего рождения. Они помнили о символическом ключе от БАМа, который подарили отряду в Тайшете. Половинки ключа разделяли сейчас тысячи километров, и ребята мечтали быть среди тех, кто соединит и ключ и всю магистраль. Но еще не многие понимали, что настоящий ключ от магистрали века находится здесь, в маленьком городе на большой транссибирской магистрали. И ключ этот никто не подарит, его нужно выковать самим – построить комплекс, создать плацдарм для мощного наступления по всей трассе.
У Саши Шатунова были не только водительские права, но и опыт строительства мостов на трассе Тюмень – Тобольск – Сургут. Его избрали бригадиром, поручили бетонировать пропарочные камеры – самую, наверное, сложную работу в главном корпусе завода железобетонных конструкций.
«Не пищать!» – сказал Шатунов на первом бригадном собрании. И эти слова стали лозунгом бетонщиков. Они не отказывались ни от какой работы, необходимой на стройке: надо – становились и каменщиками, и кровельщиками, и плотниками...
Недавно мы встретили Сашу Шатунова в Москве. Сразу и узнать его трудно. Бороду сбрил, и бледные щеки еще более оттеняли почерневшие от солнца и ветра скулы, нос и лоб.
Саша приехал в отпуск домой и несколько дней провел на... стройке.
– Еду в автобусе к своей «Каширке», – рассказывает он, – и все по сторонам оглядываюсь: прикидываю, как тут без меня Москва меняется. И замечаю вдруг – укладывают строители бетон, а опалубки не видно. Еще остановки три проехал и все думаю: как это они умудрились? Не выдержал, вернулся. Все просто оказалось – вместо деревянной опалубки натягивается металлическая мелкоячеистая сетка. Она и бетон отлично держит и любую конфигурацию стены или фундамента позволяет легко создать, а главное – скорость, производительность. Нам бы та кую опалубку, когда мы камеры бетонировали! Но ничего, еще пригодится московский опыт.
И Шатунов не стал ожидать конца отпуска, чтобы удивить своих друзей новинкой, примеченной у московских коллег. Сразу же написал подробное письмо, похожее на инструкцию: как применять сетчатую опалубку и где эту сетку можно достать. Потому что и в отпуске он помнит о самом главном в своей жизни – о работе. Кстати, Саша расписал свою жизнь на целую пятилетку вперед, и все его планы на пятилетие связаны с великой стройкой.
– А может быть, и на всю жизнь, – тихо добавляет он.
«Конечной целью патриотического движения комсомольцев и молодежи «Я – хозяин стройки» является досрочное завершение строительства БАМа с высоким качеством, создание населенных пунктов образцового порядка и быта – зародышей высококультурных центров Восточной Сибири и Дальнего Востока, сохранение в зоне строительства магистрали природы, флоры и фауны и воспитание на примере работы комсомольских организаций, участвующих в сооружении ударной комсомольской
стройки – Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, нового поколения молодых патриотов, готовых к выполнению заданий Коммунистической партии и Родины на любом участке коммунистического строительства».
Из «Положения о движении молодых строителей БАМа «Я – хозяин стройки».
В речи на XVIII съезде ВЛКСМ Леонид, Ильич Брежнев, вспоминая о своей недавней поездке по районам Сибири и Дальнего Востока, сказал, что ему особенно запомнились встречи с группой молодых строителей Байкало-Амурской магистрали.
На встречу с Леонидом Ильичом Брежневым приехали лучшие строители центрального участка БАМа. Комиссар Всесоюзного ударного отряда имени XVII съезда ВЛКСМ Владимир Мучицын рассказал Леониду Ильичу о том, что уже сделано на строительстве железнодорожной трассы. Построено за четыре года действительно немало. Но ведь поднимаются не только дома и мосты, поднимаются и люди.
В бригаде Владимира Мучицына 18 человек. Половина из них до приезда в Тынду не имела строительных специальностей. И Володя, накупив учебников и разных справочников, открыл в своем общежитии вечерние курсы мастерства. Знание теории ежедневно закреплялось практикой. Так день за днем ребята постигали секреты каменной кладки, бетонных и плотницких работ, изучали технологию и экономику строительства. Больше года готовились они к переходу на работу по методу бригадного подряда.
Еще работая на стройках в Горьком, Мучицын дважды приезжал в Зеленоград изучать опыт работы Николая Анатольевича Злобина, поэтому и встретились они на БАМе как старые знакомые. Злобин молодого бригадира похвалил именно за то, что тот не сразу за подряд взялся. Мучицына же торопили, а он с цифрами в руках доказывал: рано. Еще не были готовы сами строители, еще заметны были перебои в снабжении стройматериалами, еще само руководство СМП не имело возможности заключить с бригадой полноценный договор, а делать что-то ради «галочки» бригадир не мог и не хотел.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.