Шпага на Петлюровском мундире

И Бачелис| опубликовано в номере №150, апрель 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Конечно, Немезида придет, придет возмездие, но почему оно так замешкалось? Пора, пора уже, ибо просто дышать нечем среди подлости растленного режима».

Академик Ефремов хотел еще приписать, что - то, но подумал, что для истории фраза звучит вполне полновесно и стилистически закончено. Он решительно поставил точку и дописал только дату.

« 8 июня 1927 г. Киев».

Вместе с академиком ждали прихода Немезиды еще 44 его товарища... по скамье подсудимых. Немезида пришла, но немного с другой стороны: в конце 1929 г. VIIV Украины поставило последнюю точку под дневником Сергея Ефремова и одновременно подвела черту под деятельностью контрреволюционной организации « Спилки Визволения Украини».

Сейчас руководители СВУ объясняют пролетарскому суду, в каком виде они представляли себе замешкавшуюся Немезиду. Она должна была придти в форме иностранной армии, на острие своих штыков несущей « свободу» для осуществлении военно - фашистской диктатуры украинской буржуазии. Правда, за эту « свободу» пришлось бы заплатить иностранцам кое - какими « жирными кусками» Украины.

Украинские крестьяне получили от советов 14,5 млн. га земли бесплатно. Что - ж, СВУ готово было « освободить» их... от этой земли так же, как рабочих от фабрик и заводов. В крайнем случае, они заплатили бы помещикам и фабрикантам выкуп.

Трудящиеся Украины не особенно торопились навстречу таким радужным перспективам, вот почему, собственно, и « замешкалась» Немезида господ Ефремовых. Но они - то торопили ее по мере сил и возможностей!

Желто - голубой петлюровский мундир СВУ, как боевая шпага, дополняла организация молодежи - СУМ (« Союз украинской молодежи» ), СУМ был боевым оружием СВУ в его борьбе за (свержение советской власти и предполагаемой опорой при установлении фашистской диктатуры. На СУМ возлагались большие задачи и большие надежды. В частности, СУМ должен был стать мечом того « возмездия» которого так страстно ждали Ефремовы.

« Меч фашистской диктатуры» выковывался медленно, но настойчиво. Свою 'Политическую биографию СУМ начинает с небольшого школьного кружка - ТЗО (« Товариществ едкости и згоди» - « Товарищество единства и согласия» ).

Кружок возник в Киеве, в I трудшколе им. Шевченко, благодаря усилиям преподавателей. В школе этой, руководимой членом СВУ Дурдуковским, существовали 'Особые порядки: пролетарских ребят старались принимать поменьше; для них, как для « кухаркиных детей» существовали особые классы; « чистые» и « нечистые» были тщательно разделены и разгорожены; для еврейских детей была негласно установлена « процентная норма» ; в школе устраивались молебны с благосклонным участием какой - то гастрольной игуменьи, - словом, создавалась атмосфера гимназий « доброго старого времени». Кружок ТЗО существовал полуконспиративно; в его задачу входило воспитание ребят в духе украинской « национальной романтики» в поклонении теням казацкой вольницы Запорожской Сечи и « атамана Петлюры»

Но романтика Днепростроя, врывавшаяся во все щели школы, вытесняла романтику сечи. ТЗО раскололся на два лагеря: один, во главе с Малащуком, резко повернул компас на Днепрострой; другой, во главе с Николаем Павлушковым, вцепился обеими руками в казацкие « оселедци» и гетманские булавы.

Развал ТЗО заставил его вдохновителей призадуматься над тем, как избежать проникновения советских ветров в организацию молодежи. Решили создавать новую организацию, герметически закупоренную, насквозь законспирированную, где бы молодежь не только Пичкалась романтикой, но и пускалась уже « в дело» Так родился СУМ.

Романтика национализма множилась на романтику и практику подполья. По уставу, член СУМ'а должен был оставаться в организации уже на всю жизнь; выход из СУМ'а рассматривался как измена, и изменник подлежал уничтожению « силами организации» Девушки не могли быть членами организации: подполье, конспирация и, главное, террор - непосильная тяжесть для « слабого пола»

Вдохновитель и идейный отец СУМ'а - академик Ефремов - продиктовал молодежи программу и устав. Они были копией программы СВУ, т.е. ставили своей целью свержение советской власти, установление буржуазно - демократической республики, реставрацию частной собственности на землю и промышленность, восстановление свободы торговли и т. д. В устав СУМ'а, однако, был введен один новый, отличный от СВУ пункт - пункт о терроре.

- Каждый член СУМ'а, - рассказывает один из организаторов и руководителей СУМ'а Борис Матушевский, - должен без всяких пререканий подчиняться постановлениям, касающимся вопросов террора, т.е. должен идти на все, вплоть до убийства, если об этом будет постановление организации.

Именно в расчете на террор СВУ и создавал молодежную организацию. Раньше, по словам Ефремова, расчет был на « перерождение советской власти» потом - на восстание. Ни того, ни другого не произошло. Последней ставкой был террор - индивидуальный, массовый, против вождей или против рядовых коммунистов, комсомольцев, даже пионеров - лишь бы террор.

- Если благо Украины этого требует, необходимо уничтожить хотя бы миллион коммунистов! - учил академик Ефремов своего племянника Николая Павлушкова, вожака СУМ'а. - Если Немезида замешкалась, - нужно ее поторопить. Если возмездие не приходит, нужно разбудить его выстрелами и взрывами!

Когда в Варшаве белогвардеец Коверда убил советского полпреда тов. Войкова, Ефремов пришел в неистовый восторг:

- Вот, если бы нашлась смелая душа и сделала бы что - нибудь подобное и у нас в Москве! Нашей молодежи есть чему поучиться у Коверды!

И СУМ'у был брошен лозунг:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены