Желающие поступить в, школу подают заявления и заполняют соответствующие анкеты. Готово. Вы учитесь.
В школе первой ступени курс рассчитан на 1 год. За это время учащийся заочно «посещает» 50 уроков русского языка, 30 уроков арифметики, 20 географии, 34 естествознания, 20 обществоведения. В школе второй ступени за три года ученик проходит 352 урока. Кроме того, бюро преподает необязательные предметы: английский язык, немецкий, тригонометрию, каллиграфию и черчение.
Самый процесс обучения происходит таким образом: регулярно один раз в неделю по школе первой ступени и два раза в месяц по школе второй ступени курсантам высылаются посылки с уроками. Полученные уроки, курсант прочитывает и усваивает. В каждом уроке имеются поверочные задания, которые курсант обязан выполнить в письменной форме и прислать в бюро заочного обучения. Преподаватели школы исправляют полученные работы и дают подробные рецензии, которые отсылаются обратно курсанту, чтобы он ознакомился со своими ошибками. От времени до времени раз в два или три месяца курсанту посылаются контрольные работы, которые он должен выполнить и отослать в бюро. Эти работы показывают, какие успехи сделал курсант за истекшее время. По окончании той или иной школы бюро заочного обучения производит экзамены и дает свидетельство об окончании.
Все как - будто очень просто.
Но за этой внешней простотой, которая заметна только в Москве, следует громадный и совсем не простой труд курсантов, которые часто в самых неподходящих условиях, буквально вырывая из своего времени свободные минуты, проходят присланные уроки.
Грызть гранит науки штука очень трудная и многие ломают зубы.
Однако, из месяца в месяц, увеличивается количество учащихся. Не следует при этом забывать, что в наших школах нормального типа учиться несравненно легче. Тут и привычка, тут и благотворный пример соучастников, тут и определенные часы занятий.
Заочное обучение не признает никаких побуждений. Здесь нет отметок, здесь нет оставление на второй год, все дело в трудолюбии, в усидчивости ученика. Его успех зависит только от него самого, он сам должен рассчитывать свое время, его прилежание, его сознательное отношение к делу - залог успеха или неуспеха.
В школе первой ступени обучается 53% крестьян, 17,5% рабочих, 16% служащих. Процент весьма показательный. И в то же время успеваемость: очень хорошо - 35%, удовлетворительно - 56% и только 9% слабо.
В школе второй ступени обучается 19% крестьян, 14% рабочих и 49% служащих. Здесь успеваемость: очень хорошо - 33%, удовлетворительно - 58% и слабо - 9%.
Что касается иностранных языков, то здесь результаты даже несколько неожиданные: очень хорошо - 60%, удовлетворительно - 38 и только 1,5% слабо.
Это говорит - об исключительной сознательности учащихся. Это, говорит о той великой тяге к знанию, которая заставляет людей далекой окраины, глухого захолустья штудировать уроки.
Среди учащихся 34% членов ВКПб) и 41% членов ВЛКСМ. Всего 75%.
Найден способ приблизить школу к окраине. Найден способ бросить знания в самую гущу, в самые глухие углы Советского Союза, где не то что о школе второй ступени, но и о начальной мечтают, как о недосягаемом благе.
Ученики охотно переписываются с бюро.
Для них бюро не только педагог, но и советчик.
А. Подгорелов из хутора Сазонозка, Тульской губ., пишет:
«Раньше я ничего не знал о десятичных дробях, а теперь я хорошо могу вычислить сам проценты. Между прочим, из всего этого умения я много узнал нового и полезного. Тысячу раз буду сказывать вам спасибо за ваши труды и за ваши старания...»
Курсант Коптов спешит поделиться с бюро:
«Полученные знания мне приходится почти ежедневно применять на службе, а также в личном быту».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Речь. т. А. Мильчакова, перед закрытием VIII съезда ВЛКСМ 16 мая с. г.