А. Романенко из поселка Гоголевка, Николаевского округа, восклицает:
«Я плохо знал арифметику, много забыл, а деления совсем не знал. Что касается сейчас - я работаю на полном ходу, без чужой помощи. Я очень благодарен за ваши учения». И дальше целый ряд самых разнообразных сообщений: Ученица Орехова рассказывает о том, как ей приходится заниматься: «вы спрашиваете меня на какой я работе? Я работаю при лашневской школе кухаркой. На работу я иду с 6 - ти часов утра и до 10 часов вечера. А учебные работы я выполняю вечером»... Курсант Палий пишет:
«Когда я изучил 4 действия арифметики, то я уже не отказался, как раньше, когда меня избрали сборщиком месткома, а в настоящее время являюсь делегатом месткома. Я очень и очень доволен, что попал на эти курсы»... Ерин из г. Ставрополя пишет:
«1 февраля исполнился год, как я зачислен вашим курсантом. Я отчасти сомневался, как можно учиться заочно. Теперь я вполне убедился, благодаря вашим урокам, которые не может понять только тот, кто не хочет учиться, что они не только служат теоретическим уроком, но и практическим, и даже заменяют книги. Я почувствовал, что при изучении одного урока за другим с меня снимается занавес тьмы»... Таких писем много. Из Якутии, из знойно» Средней Азии, отовсюду бюро получает десятки писем, которые служат лучшей рекомендацией его работы!...
7.000 учеников - это и много и мало.
Может быть 17.000, может быть 27.000. Нужно сделать так, чтобы самые далекие окраины знали, что можно получить образование, не выходя из родной деревеньки, не выезжая из своего города.
Сколько раз люди, желающие учиться, не ехали в город, боясь или не имея возможности бросить работу.
Многие, очень многие относятся к заочному обучению с недоверием. Разъяснить, объяснить кто - то должен. Пусть это будут плакаты, пусть это будут доклады, агит - вечера. Приблизить окраины к столице, приблизить глухой улус, ютящийся за полярным кругом, или кишлак Таджикистана к знанию - задача весьма значительная и почетная.
Во время поездки моей по Средней Азии в глухих кишлаках; где жили русские комсомольцы - кооператоры, ирригаторы, землемеры - я раз слыхал:
- Эх бы - поучиться!
Они мечтали о Ташкенте, как голодный о хлебе, потому что в Ташкенте школы. Но знали и то, что в школах количество учеников превышает норму, что общежития переполнены, знали, что не скоро удастся им вырваться из этого окружения песков и солнца. Туда должны быть брошены лекции заочного обучения.
Сретенка, - 8 - адрес этот должен висеть в каждом клубе, в каждом кооперативе, в каждом почтовом отделении.
Федя Белоус сумел выбраться из родной деревеньки.
Там пас он скотину, помогал на поле и тихонько прочитывал уроки, которые приносил ему почтальон. А потом Москва, потом вуз и впереди широкая дорога, впереди так много хорошего, что дух захватывает.
Это единичный случай.
Но сколько людей, лишенных возможности пополнить знания, внимательно вчитываются в уроки, внимательно прорабатывают их, чтобы потом работать на полном ходу, чтобы потом смело браться за работу, чтобы в свою очередь дать окружающим те знания, которых мы имеем так мало и которые так необходимы.
Сретенка, 8 - странная школа.
Школа, так сказать, во «всесоюзном масштабе». Школа, о которой в Якутии и Средней Азии больше знают, чем в Москве.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Речь. т. А. Мильчакова, перед закрытием VIII съезда ВЛКСМ 16 мая с. г.