Записки учителя
... Июнь 1934 года. Мы, четверокурсники, защищаем дипломы. В этот последний месяц учебы мы живем особенно дружно. Тесной стайкой ходим по паркам Москвы, кино, музеям, театрам, проводим выходные дни на пляже. Мы спорим, спорим...
Тема споров одна и та же: где работать?
Я перелистал географию СССР в настойчивых поисках такого места, где было бы наиболее интересно. Мой выбор пал на Дальневосточный край, остров Сахалин...
... Через месяц я сидел в кабинете завуча сахалинской школы рудника Аркова.
- Главное теперь для вас, - говорил мне завуч школы, - не теряться. Выработайте в себе, так сказать, иммунитет спокойствия и выдержки. Не огорчайтесь: вас ожидают не лавры, а пока что одни шипы...
Познакомив меня с предстоящей работой, завуч решил показать мне рудник.
Арково растянулось километра на два по берегам ворчливой горной речушки Яркая. Высоко в небо упираются хребты сопок, скрывающих в своих недрах несметные залежи угля. Сопки тянутся от бурного Татарского пролива до знаменитого на Сахалине Камышового хребта. В продолговатой складке этих сопок спрятан рудник.
По середине рудника протянулось лентой гладкое шоссе. По обе стороны шоссе выстроились в ряд огромные бараки, уютные коттеджи стахановцев и двухэтажные дома. Руднику и поселку шел пятый год. От свежих еловых бревен тянуло приятным смолистым ароматом.
По улицам поселка бегают ребятишки. Завидев нас, они кричат хором:
- Здрасте, Василий Константины! (Так зовут завуча школы.)
Ребятишки плутовато переглядываются и перешептываются, посматривая на меня.
- Ребята! - сказал торжественно завуч, войдя со мной в шестой класс. - Вот новый учитель русского языка. Зовут его Илья Давыдович. Прошу, так сказать, любить и жаловать.
Завуч вышел. Меня рассматривали тридцать пар ребячьих глаз, добрых и в то же время колких. Ничто не ускользало от них: ни мои неловкие жесты, ни моя путаная речь. Я по - мальчишески краснел, сбивался, досадовал на себя и окончательно терял нить мысли.
Какой - то шустрый конопатый мальчишка вдруг спросил меня:
- Вы откуда приехали?
Другой паренек спросил, где я учился и на чем приехал на Сахалин.
В классе стало шумно, и мне невольно пришлось повысить голос:
- Вот что, ребята, я расскажу о Москве, где я учился, но только после урока.
- Расскажите, сейчас расскажите! - закричало несколько девочек.
Я совсем растерялся:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.