Шедевры из лоскутков

Ирина Радченко| опубликовано в номере №1492, июль 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

Выставки и показы работ московских модельеров — членов Союза художников и его молодежной секции — никого не оставляют равнодушными. — Удивительно красиво! Хочется самой сделать такие вещи. — Вот мнение большинства женщин, особенно молодых, которых не смущает острота и экстравагантность моделей.

— Какое богатство цвета, какая интересная пластика, — отмечает искушенный в изобразительном искусстве зритель.

— Но разве это можно носить? — обязательно спросит кто-то из пришедших на выставку с чисто утилитарной целью — «снять фасончик».

Что же такое художественный костюм, входящий в экспозиции почти всех последних московских выставок? Созданный в русле моды, но вне ее капризов, костюм этот — прежде всего произведение искусства. Вглядитесь в модели: в ансамблях Тамары Санчес живописные композиции созданы из цветных... лоскутков ситца. Сшивая квадратики или полоски ткани, художница буквально «рисует» ими. Черно-белые модели Ирины Алмасян подчеркнуто графичны: на белое шелковое платье-трапецию надет черный жилет-прямоугольник, затем большой полукруглый белый воротник, а скрепляется эта конструкция черными пуговицами и белым поясом. Татьяна Шихирева и Ирина Кузнецова применяют традиционный для стран Востока способ пошива одежды из тканей, расписанных в технике батика. Их произведения — это своеобразные платья-картины.

Художники владеют многими секретами преображения тканей. Они работают с простыми и доступными материалами: сатином, саржей, льном, хлопком, мешковиной, атласом. В ход идут лоскутки и обрезки, распоротые старые, отжившие свой век вещи. Прекрасным сырьем для украшений оказываются лесные орехи, косточки абрикосов и черешни. Обтянутые тканью и нанизанные на нитку, они превращаются в текстильные бусы. Вряд ли кто-то догадается, что блестящие украшения вязаного костюма Санчес «Русалка» — это блесны, купленные в магазине «Рыболов». Татьяна Смирнова шьет нарядные стеганые вещи из однотонных подкладочных сатинов, а Валентина Куприна необычайно широко использует плетенку, применявшуюся еще в плетении берестяных коробов. Не только детали одежды, но и сумочки, пояса, шляпки сплетены из полосок ткани.

Фантазия художников неисчерпаема. Думается, их технологические находки заинтересуют многих, ведь движение «сделай-сшей-свяжи сам» у нас довольно популярно. Поднятое западной молодёжью как протест против чрезмерной расчетливости и практичности, у нас оно вызывалось скорее неустроенным бытом, заставлявшим женщин не только шить и вязать, но и прясть пряжу, красить шерсть и даже вываривать вещи в хлорке, добиваясь модных эффектов доморощенными метода- ми. Кстати, и художественный костюм своим возрождением обязан этому движению. Большинство художников начинало с того, что шили сложные модели для себя и близких. Однако вскоре их увлекли возможности костюма как искусства, и произошла удивительная метаморфоза: появились платья-картины, платья-панно и платья-скульптуры.

Это вовсе не означает, что они не утилитарны, сделаны только для выставок. Авторские костюмы могут быть использованы и как одежда, но в особых ситуациях и при условии эмоционального созвучия образа модели и ее владельца. Модельеры продают отдельные платья в художественных салонах Москвы. Стоят они дорого, и это неудивительно: в каждый такой костюм вложен не только многодневный труд, но и талант автора. Мы же порой забываем, что одежда может отражать внутренний мир человека. Недаром писатели и режиссеры используют ее для характеристики своих героев. Виктор Астафьев назвал костюм одного из персонажей «Печального детектива» бабской спецовкой: «джинсовый сарафан — не надо стирать и черная водолазка — не надо гладить». Одежда должна быть практичной, но бывают такие моменты, когда можно забыть о практичности. Например, свадьба. Когда-то каждая крестьянская девушка на русском Севере сама шила себе свадебный наряд и вышивала неповторимым узором белый платок невесты. Побывав недавно во Дворце бракосочетания, я убедилась, что большинство невест удивительно похожи друг на друга в дорогих «фирменных» кружевных платьях, в которое вложены не талант и фантазия невесты, а немалые средства родителей.

Однажды к Тамаре Санчес пришла девушка и попросила сшить ей свадебное платье. Задача, поначалу удивившая художницу, увлекла ее. И какой неповторимой, непохожей на других была эта невеста в льняном платье с яркими бусами и подвесками!

Вам приходилось когда-нибудь видеть ситцевые скульптуры? Их делает Мила Введенская. Простые белые ситцевые туники она украшает рельефными накладками из нажелатиненных тканей. Желатин придает ткани жесткость и позволяет создавать объемные детали: эффектные шляпы-бутоны, вазы и т.д. В одну из моделей художник вводит фигурку журавлика, он сделан из ткани, но в технике японского бумажного дизайна. Журавлик — символ молодости и мечты — стал основой композиции модели, сшитой к фестивалю молодежи. Так работа над костюмом выводит художников на новые области творчества. Сложные «ситцевые мозаики», текстильная пластика и дизайн — это заявки на будущее, когда экспериментами художников заинтересуется промышленность и на основе их идей будут разрабатываться новые ткани и серии моделей.

Трудно загадывать, когда на помощь художникам придут компьютеры. Пока же они все делают своими руками. Сами придумывают и шьют костюмы. Сами устраивают выставки и показы, подобные спектаклям, развешивая платья на стенах, растягивая их в рамках и набрасывая на манекены. Почти не занимаясь коммерческим костюмом, молодые московские модельеры искренне служат своему искусству, работают от души. Они объединились в группу и имеют довольно редкую возможность выставляться в коллективе единомышленников, что особенно важно для художников, не связанных с домами моделей и работающих, что называется, в одиночку. Им уже удалось утвердиться не только в широкой аудитории зрителей, но и среди коллег, что порой бывает значительно сложней. Члены молодежного объединения МОСХа неплохо выступили на всесоюзном конкурсе «Таллиннские дни моды» и заставили искусствоведов заговорить о возникновении «костюмного бума»: растет интерес не только к моде как таковой, но и к культуре одежды.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Дело об отпечатке губ

Роман. Окончание. Начало в № 12