Шарунас Марчуленис

Сергей Микулик| опубликовано в номере №1464, май 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

В свое время он разрывался между математической школой, кружком игры на аккордеоне, теннисным кортом и баскетбольной площадкой. К тому же такая необъятная широта интересов сочеталась у Шарунаса еще и с необычайной целеустремленностью — всюду он хотел непременно быть только лучшим. И — самое невероятное — везде это ему удавалось.

Удавалось вплоть до тех пор, пока в баскетбольной секции, у тренера Юрия Федорова не начал во весь голос заявлять о своем лидерстве Арвидас Сабонис. Тут уж неоднократный чемпион Литвы по теннису забросил аккордеон, чтобы доказать тренеру. Сабонису. себе и всем остальным свое неотъемлемое право на первенство под щитом — его вовсе не смущала немалая разница в росте между ним и Арвидасом. которая с возрастом еще и постоянно увеличивалась.

Марчюлёнис маловат по сегодняшним меркам игры гигантов — всего-то 193 см. В этом, правда, не было бы особой трагедии, не сложись в баскетбольной Литве традиция — в каунасском «Жальгирисе», сильнейшей команде республики, с незапамятных времен был переизбыток классных защитников. И когда 17-летнии Шарунас попробовал «постучаться в двери» основного состава. там его ждали Хомичюс. Куртинайтис, Масальские, Арлаускас... Тогда объективно конкурировать с ними Марчюлёнису было еще не под силу — требовалось пообтереться в жесткой, мужской игре год-другой. Но это значило бы пребывать на вторых ролях, а такой поворот самолюбивого дебютанта никак не устраивал.

Редко кто по собственному желанию расстается с одной из лучших команд страны, чтобы искать призрачного счастья в клубе на несколько порядков ниже. Но вильнюсской «Статибе», упорно пытавшейся удержаться в высшей лиге. позарез нужен был лидер. Попытка обрести его в неопытном юнце могла выглядеть и авантюрой, и жестом отчаяния. Если бы этот мальчишка едва ли ни с первого дня появления в команде не заставил вдруг всех соперников всерьез считаться и со «Статибой», и лично с собой.

— Ему всегда нужно было только одно — играть. Сидящего на лавочке Марчюлёниса мне, например, очень нелегко себе представить, — говорит Юрий Федоров. — Он всегда должен быть там, где жарко.

В новом клубе Марчюлёнис с благодарностью вспомнил «систему Федорова». в спортшколе которого центровые отходили назад и выполняли обязанности защитников, а «малыши» в отдельные моменты игры отвечали за щит. Грош цена лидеру, если на «чужом» месте он не сумеет квалифицированно подстраховать партнера.

Тренеры сборной СССР до поры до времени сдержанно поглядывали на новоявленного универсала. То есть они признавали, что в игре «один на один» ему, пожалуй, нет равных, но ведь рядом с ним и другие игроки есть, которым роль статистов при Шарунасе вовсе не по нутру. Вот играл бы Марчюлёнис и на себя, и на команду — цены бы ему не было. И здесь путь к взаимопониманию занял долгих четыре года, пока мы не увидели Шарунаса в составе сборной страны на прошлогоднем первенстве Европы. Увидели в привычной ему роли — лидерской.

Что ж, будем считать, что Марчюлёнис сконцентрировался в итоге именно на своем предмете. Впрочем, свободного времени у пятикурсника факультета журналистики Вильнюсского университета в результате этого выбора больше не стало. Помимо учебы и тренировок, надо ведь успеть посмотреть и на игру жены Ингриды в составе «Кибиркштиса», а сколько внимания требует Кристина, которой скоро исполнится годик... Но Шарунас все-таки ухитряется иногда урвать часок-другой и заглянуть в зал к своему первому тренеру. Там сейчас играет 12-летний Кястутис Марчюлёнис. Однофамилец. Он тоже водит мяч левой рукой, и получается это у него на сегодня тоже лучше всех. Интересно, как Федоров находит своих Марчюлёнисов?..

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Еще не вечер

Повесть. Окончание. Начало в №№7 — 9.