Двадцать лет назад происходил первый всероссийский шахматный турнир. Годы войны разбросали мастеров шахматной игры в разные концы страны. Для того чтобы собрать игроков, пришлось прибегнуть к помощи военной организации - Всевобуча. Всем местным органам Всевобуча было дано распоряжение - если обнаружится на их территории шахматный мастер, принять все меры к тому, чтобы он сумел немедленно выехать на турнир в Москву.
Соревнование состоялось при 16 участниках. После нескольких лет перерыва вновь встретились мастера, сыгравшие друг с другом немало партий в дореволюционных петербургских, московских, киевских кружках.
Победители первого шахматного чемпионата Советской России были премированы теплым нательным бельем...
Левеифиш, Рабинович, Селезнев, Дуз - Хотимирский, Берлинский, Богатырчук, Зубарев, Ненароков... Это было первое поколение мастеров, двигавших вперед советскую шахматную культуру. Они в той или иной последовательности завоевали первые места в турнирах. На их плечи легло и первое крупное единоборство с зарубежными корифеями шахматного искусства. Они с честью выдержали тяжелый экзамен. Это было в 1925 году в Москве, на международном шахматном турнире.
В Ленинграде в это время учился играть в шахматы пионер Ботвинник. В Смоленске Сергей Белавенец листал пожелтевшие страницы допотопного учебника шахматной игры. Старательно собирал вырезки из « Нивы» с партиями Чигорина и Стейница юный Алик Константинопольский.
Годы 1928, 1929, 1930 были наполнены упорными боями молодежи с маститыми игроками. Молодежь утвердилась во главе турнирных таблиц. Но вперемежку с именами молодых победителей стояли и те, кого стали именовать « старшим поколением».
Второе поколение мастеров подняло славу и авторитет советской шахматной культуры на огромную высоту. Ботвинник победил в крупнейшем шахматном соревновании нашего времени - международном турнире в Ноттингеме (Англия), где собрались лучшие шахматисты мира во главе с чемпионом мира и тремя эксчемпионами. Советское правительство наградило первого советского гроссмейстера орденом « Знак почета». Молодые мастера Белавенец, Юдович, Константинопольский и другие создали много нового в теории шахматной игры. Их анализы были перепечатаны о журналах Англии, Франции, США, Бразилии, Австралии.
... И вот заполнены последние графы в таблице 12 - го шахматного чемпионата СССР. Взглянем на нее еще раз.
В ней отсутствуют ставшие привычными имена представителей второго поколения мастеров: Белавенца, Юдовича, Алаторцева, Кана - они вынуждены были отступить еще в полуфинале.
Из старшего поколения мы находим в таблице только Левенфиша. Гроссмейстер, воспитавший немало замечательных учеников, на этот раз наблюдает за ними с почтительной дистанции: он остался на предпоследнем месте.
Где Ботвинник? Он замыкает группу призеров и стоит на 5 - 6 - м месте, имея 11 1/2 очков из 19 возможных. Он плохо начал этот чемпионат, в первом же туре потерпев поражение. Проигрыш заставил Ботвинника мобилизовать свою волю. С железным упорством стал он нагонять стремительно ушедшую вперед группу лидеров. Нельзя было без восхищения наблюдать за тем, как настойчиво пробивал он путь вперед. И вот, к началу второй половины турнира, все встало на свое место: Ботвинник вырвался в первую шеренгу игроков. Но здесь произошло то, чего никогда не бывало с Ботвинником: он не выдержал перенапряжения, сдал. Последовал один проигрыш, другой...
Первое и второе места разделили молодой инженер из Ростова на Дону Игорь Бондаревский и неоднократный участник международных турниров, несколько лет назад ставший гражданином СССР, Андрей Лилиенталь. Они набрали по 13 1/2 очков.
Первый из них шел к победе в стремительном темпе. Сначала все говорили: « Бондаревский хорошо стартует, но выдыхается на финише». Потом, в середине турнира, стали пристальнее присматриваться к игре молодого лидера, только 3 года назад получившего звание мастера. Все заметили, что за истекший год он дополнил свое комбинационное дарование уменьем вести сложную маневренную борьбу в напряженных стратегических партиях. Увидели, что он глубоко освоил дебютную теорию. В партии против Ботвинника ростовчанин продемонстрировал улучшение в так называемой системе Земиша. Он припас новинку и в древней испанской партии. Круг « болельщиков» ростовчанина увеличивался с каждым днем.
В игре Бондаревского соединились характерные черты советской шахматной школы: он играет смело, остро, напористо. Но его атаки, комбинации непохожи на лихие кавалерийские наскоки, в которых оптимистическое « авось» перевешивает трезвый расчет. Бондаревский - прекрасный стратег. Он умеет вести длительную окопную борьбу, в которой пятнадцать - двадцать ходов делаются только лишь для усиления давления на какое - то поле. Тактическое мастерство в соединении со стратегическим расчетом - вот что обесточило успех 27 - летнего победителя.
Иначе шел к первому месту А. Лилиенталь. Он вея борьбу в испытанном гроссмейстерском стиле: не рисковал без особой нужды, не шел на обострение позиции, предпочитал согласиться на ничью, нежели бросаться в водоворот манящих, но неясных осложнений. Он пришел к первому месту, имея больше всех ничьих, но зато без единого проигрыша. Эта победа - крупнейшее достижение Лилиенталя. По собственному его признанию, это результат долгой и упорной учебы у советских мастеров.
На пол - очка остался сзади Василий Смыслов. Он всегда приходил « а турнир с отцом и вместе с ним же уезжал домой, выиграв очередную партию.
Василия Смыслова, 19 - летнего комсомольца, студента Московского авиационного института, хорошо знали и до чемпионата почти все мастера. Они встречались с ним, давая сеансы одновременной игры в Доме пионеров. Желтоволосый мальчик всегда выигрывал у них. Играл он с карандашом и блокнотом в руках, тщательно записывая каждый ход партии. А потом, говорят, он разбирал ход игры с отцом, некогда одним из сильных первокатегорников.
Играет Смыслов не по летам серьезно и методично. Он обладает чудесным даром понимания всех нюансов позиции. Когда нужно, он комбинирует, бросается на осложнения, смело и решительно преодолевая подводные камни. Он очень хорошо знает современную теорию. Стиль игры Смыслова, повторяем, очень разнообразен. Он молниеносно разгромил Бондаревского, с удивительной выдержкой вел сложную маневренную борьбу с Ботвинником, смело пожертвовал фигуру Панову. Многообещающее дарование!
На четвертом месте гроссмейстер Павел Керес, чемпион Эстонской ССР, признанный всеми кандидат в чемпионы мира. Удачно или неудачно сыграл он в закончившемся чемпионате?
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.