«Северные зори»

В Архипенко, В Попов| опубликовано в номере №624, май 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Два человека стоят лицом к лицу в сыром дощатом бараке. Один - полковник американской армии. Другой - измождённый, с перевязанной головой русский парень в рваной гимнастёрке. Застыли у дверей рослые солдаты, готовые по первому знаку броситься на пленного красноармейца.

Полковник неторопливо ведёт допрос. Сначала посулы, уговоры, обещания, затем угрозы. Но ничто не может сломить мужества красноармейца. Полковник с яростью спрашивает:

- Большевик?

- Да! - твёрдо отвечает пленный.... Напряжённая тишина в зале. Большая жизненная правда спектакля захватывает зрителей.

Перед ними проходит встреча матёрого американского контрразведчика Ларри с молодым красноармейцем Андреем Латкиным в Мудьюгском лагере смерти. И Латкин побеждает в этой встрече. Пусть он заключён в страшный лагерь смерти, пусть он голоден и избит, всё равно его дух не сломлен. Он сильнее Ларри и всех его подручных.

Интересную, яркую пьесу «Северные зори» написал Н. Никитин по мотивам своего романа «Северная Аврора». Поставленная на сцене Государственного академического Малого театра, эта пьеса, повествующая о суровых годах борьбы с американо - английскими интервентами на советском Севере, вызвала большой интерес зрителей.

В пьесе Н. Никитина «Северные зори» с документальной точностью показано истинное лицо интервентов, несших на советскую землю смерть, муки и разорение. В спектакле смело раскрывается облик захватчиков, скрывающих под «цивилизованной» внешностью подлинно звериную сущность.

Это прежде всего полковник американской контрразведки Ларри и капитан Роджерс, это командующий силами интервентов на Севере английский генерал Айронсайд. Всех их объединяет одно: ненависть к Стране Советов.

Когда полковник Ларри, наставляя своего подчинённого (Роджерса, говорит, что война - это бизнес, перед нами раскрывается типичный образ капиталистического хищника, одетого в мундир американского офицера. Советский зритель знает: образ Ларри не выдуман автором. Он взят из жизни. Много подобных офицеров разгуливало по советскому Северу в годы интервенции, грабя его богатства, вывозя лес, портовое оборудование, машины, захватывая корабли. Общий ущерб, нанесённый советскому Северу интервентами, равнялся 953 миллионам 359 тысячам золотых рублей. Только американцами было вывезено из Архангельска 304 575 пудов льна, 43 779 пудов кудели, 5 055 пудов пакли. С особым рвением захватчики вывозили пушнину и редкие металлы.

Убийцы, подобные Роджерсу, пытали, бросали в тюрьмы советских людей, расстреливали и вешали их, подвергали чудовищным пыткам, сжигали дотла посёлки и деревни. Это ими были созданы лагери смерти на острове Мудьюг и полуострове Иоканьг.

В спектакле «Северные зори» показано, что все попытки закабаления Страны Советов разбились о железную стойкость и героизм народа, ведомого партией коммунистов.

Актёры Малого театра создали ряд запоминающихся образов советских людей.

Пожалуй, наибольшая удача театра - это образ Любы, созданный молодой актрисой О. Хорьковой. Люба, как показывает её Хорькова, - это волевая женщина, закалённая в суровой борьбе. Боевая, задорная, обаятельная, умеющая постоять за себя, остро и хлёстко ответить собеседнику - такой предстаёт перед нами в спектакле Люба. Пройдя с отрядом Фролова боевой путь, она становится опытным, дисциплинированным бойцом. С большим тактом сумела выразить О. Хорькова чувства Любы, её зародившуюся и окрепшую любовь к красноармейцу Андрею Латкину. В образе Любы раскрывается сильный характер русской женщины, умеющей мужественно переносить несчастье и невзгоды, способной на подлинный героизм и самопожертвование.

К удачам спектакля относится и образ крестьянина Тихона Нестерова, созданный Н. Анненковым, В его исполнении Тихон - это человек, олицетворяющий несгибаемую силу народа. Тяжёлые испытания выпали на долю Тихона Нестерова, попавшего в руки американской контрразведки. Его пытали, ему выкололи глаза. Но не покорился, не согнулся русский человек! По деревням и селениям ходит ослепший Тихон, рассказывает людям правду об интервентах, помогая в меру своих сил подпольщикам.

Даже слепой, Тихон страшен интервентам, они убивают его. Но правду, которую нёс народу Нестеров, нельзя убить. Она бессмертна, как бессмертен народ.

Правдивый образ Андрея Латкина создал молодой.: актёр Е. Матвеев. Он умело передаёт духовный рост своего героя, его превращение из неопытного бойца, вчерашнего студента, в закалённого большевика, комиссара партизанского отряда, руководителя масс. Переломным моментом в судьбе Андрея Латкина является его пребывание в плену у интервентов. Жестокость и издевательства захватчиков только закалили его волю. И вполне закономерен для зрителя эпизод, когда в бараке на острове Мудьюг коммунисты принимают Латкина в ряды партии большевиков: с нею он пойдёт до конца жизни.

Есть среди действующих лиц «Северных зорь» ещё один образ, забыть который нельзя.

Простая русская женщина, мать, жена местного учителя Абрамова входит в кабинет американского коменданта Шенкурска полковника Ларри. Она пришла сюда, чтобы узнать правду: кто из американских солдат погубил её дочь?

Трусливо лгут Ларри и его подручный Роджерс. Внешне спокойна и сдержанна Абрамова, но мы видим, каких усилий стоит ей эта сдержанность и спокойствие. В словах этой женщины, обращенных к Ларри и Роджерсу, заключены ненависть и презрение народа к подлым интервентам.

В небольшой роли Абрамовой подлинных высот театрального искусства достигает народная артистка СССР Е, Гоголева.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены