В повести Ивана Лазутина «Сержант милиции», выпущенной недавно Воениздатом. рассказывается о том, как работники советской милиции раскрывают преступление банды рецидивистов. Однако эту повесть нельзя назвать обычным «детективным» произведением. Автор не увлекся только одной «кухней расследования», он пошел по более трудному пути: стал создавать многогранные реалистические образы. Основным конфликтом в повести является не «преступление и наказание», а борьба новаторства с рутиной, гуманизма - с бездушным формализмом.
Николай Захаров, главный герой книги, в прошлом фронтовик, работает милиционером на одном из московских вокзалов и заочно учится на юридическом факультете. Получив направление на производственную практику в уголовный розыск, он берется за сложное дело - поиски бандитов, которых в день совершения ограбления задержать не удалось. Малограмотный и бездушный милицейский работник Гусеницын, занимавшийся до Захарова расследованием этого преступления, решает «прекратить дело производством», так как «найти преступников невозможно». Такова завязка повести. Динамика этого конфликта сложна прежде всего тем, что в поисках банды Захаров идет крутыми, трудными путями, допускает ошибки, не раз заходит в тупик, временами его постигает горькое разочарование. Но, в конце концов, он побеждает и разматывает клубок преступления.
Автор рисует Николая Захарова и в личной жизни таким же принципиальным и твердым. Он любит Наташу Лугову, студентку Московского университета, но отношения между ними все время осложняет мать Наташи, Елена Прохоровна, которая не хочет, чтобы дочь стала женой милиционера. Воля матери берет верх, и Наташа порывает с Николаем. В конце концов Наташа поняла свою ошибку, но было уже поздно...
Наряду с Захаровым перед читателем проходит целая галерея обаятельных образов. Надолго запоминаются майор Григорьев, старшина Карпенко, сержант Зайчик, мать Николая Захарова.
Автор умело и выпукло нарисовал также образы формалиста Гусеницына, стиляги Ленчика, Князя, Толика и Серого. Чувствуется, что прототипы этих образов «живьем» прошли через руки автора, которому так же, как и его герою, приходилось работать следователем.
Сюжет повести довольно острый. Его детективная прожилка, не умаляя художественных достоинств произведения, держит внимание читателя в постоянном напряжении. Однако в повести есть и некоторые передержки. Из - за того, что автор перегрузил ткань повествования эпизодическими героями, он не смог уделить равного внимания всем своим персонажам. Неровен и язык произведения. Наряду с сочной, удачно найденной деталью и метким эпитетом иногда встречаются общие места, избитые фразы.
В целом же повесть «Сержант милиции» - несомненная творческая удача молодого прозаика.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.