Серый камень ставролит

Вадим Левский| опубликовано в номере №1179, июль 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Холодно, все время моросит дождь, – писал Федькин жене с Кольского полуострова. – Проводник рассказал, где может быть мой ставролит. Радостного мало – кажется, в одном месте и то далеко. Может быть, удастся сбегать туда дня на два. А в основном этот район для меня почти бесполезен. Завтра будем добираться до Пебозера...»

С Камчатки: «Приехал Маракушев. С ним работать одно удовольствие, если не считать того, что рядом с ним чувствуешь себя бездарью..."

Из Приладожья: «Ходим на резиновой лодке под парусом. У нее особенность – идет только по ветру. А ведь смысл в том, чтобы идти против ветра...»

Из Карелии: «Тропа идет по трясине, и где-то под водой лежат жердочки, по которым нужно идти, чтобы не провалиться...»

Это была его жизнь, полная сомнений и поисков. Он должен был «разговорить» СВОЙ ставролит.

Жил-был камень

Крестом изваяла его природа. Родился он так давно, что не было в ту пору на свете еще ни лесов, ни живности. Глубоко под землей лежал – там, где и началась его жизнь. Долго лежал. Но вот пришло время – стало камню нестерпимо тесно. И тогда вынесли его могучие силы земные наверх. Снова текли века. А он все лежал и, как положено камню, молчал. Но был он как древняя летопись, хранившая в себе Историю. Ждал прикосновения.

Около двух столетий назад набрели на него рудознатцы. Поблагодарили они землю за добрые знаки: набросала она камни-крестики как раз там, где таила несметные свои клады. Так и назвали камень крестовым. Ученые же теперь именуют его ставролитом: ставро – крест, литое – камень.

Тысячи минералов узнал человек, изучая земные недра. Но лишь несколько обладают этим чудесным даром памяти – памяти сотворения мира, условий образования земных пород. В нынешнее время такие камни становятся словно ключами к тайникам Земли, к полезным ископаемым. Один из таких минералов – ставролит, «камень Федькина».

В разных сочетаниях элементов встречается в природе этот минерал. В одном, например, больше железа и меньше магния, в другом – наоборот. В третьем преобладает цинк. Сочетаний множество. И долго полагали, что нет в них порядка, стройности. Не знали люди, что порядок есть, как есть во всем тайная мудрость природы. Просто тайна ждала своего часа.

Сорок лет назад академик Д. С. Коржинский впервые показал, как можно теоретически анализировать природ¬ные процессы в петрографии – описа¬нии камней. В этой древней, извечно эмпирической науке, которой занима¬лись еще наши пращуры, появилось теперь новое, теоретическое направление. Она стала наукой качественного анализа.

Есть у геологов такое понятие – «па¬рагенезис». Оно означает совместное рождение минералов и их дальнейшее сосуществование. Парагенезис зависит от условий, в которых формировались минералы, например, от температуры и давления. Стало быть, изучая парагенезисы, можно многое узнать об этих условиях. Дальнейшее развитие такой теории неминуемо ведет к внедрению в геологическую науку, к поиску и развед¬ке полезных ископаемых.

Коржинский создал метод теоретического анализа парагенезиса минералов. Его ученики – член-корреспондент АН СССР В. А. Жариков, доктора наук А. А. Маракушев и Л. Л. Перчук – развили различные теоретические модели. При этом были обнаружены многие новые эффекты и закономерности, что позво¬лило по-новому подойти к давно изве¬стным в геологии явлениям природы и расшифровать их.

Геологи, например, давно знают, что такое рудная зональность. Это – после-довательное расположение металлов в рудных месторождениях. И вот теперь теоретические проработки позволили предсказать смену одних металлов в зонах другими. Так, если в данной раз¬ведываемой зоне обнаружена ассоци¬ация металлов, скажем, А - Б. то в следующей обязательно появятся повы¬шенные концентраций металла С. Все это значительно упрощает поиск и раз¬ведку полезных ископаемых, которых, кстати, на поверхности планеты почти не осталось.

Итак, изящные конструкции теорети¬ческих моделей были готовы. Предсто¬яло показать, как эти модели действу¬ют.

Это и сделал Федькин, который гео¬логом стал по убеждению, а не по Родительскому напутствию.

Родился и вырос он в Саратове. Вос¬питанием, образованием, семейными традициями никак не предполагалось появление в рядах Федькиных геолога. Отец – юрист, мать – врач, две сестры также стали студентками медицинского. В роду отца много музыкантов. Дво¬юродная сестра Валентина Татьяна Федькина – известная пианистка, ла¬уреат Шопеновского конкурса. Да и сам Валентин окончил музыкальную школу по классу фортепиано. Через много лет он будет приходить поздно вечером с работы, к жене и трем детям, а потом. уже за полночь, когда закончены все домашние дела и, казалось бы, теперь только до постели добраться, уходить со своей Ириной в дальнюю комнату, садиться за пианино и играть, играть всю ночь. Когда тяжелы веки и накоп¬ленная усталость сама отводит суетные мысли, тревогу дневных забот. И отзы¬вается раскованностью души, тела, рук. Когда ничто чужое уже не может вор¬ваться в их интимный мир.

Потому, видно, при всей своей душев¬ной щедрости он редко играет даже для друзей. И никогда для аудитории. И потому, видно, не стал он учиться «на музыканта», хотя много в семье было разговоров и об этом.

Поначалу верх взяла строгая мате¬ринская воля. Но воля эта довела его лишь до парадной двери мединститута, за ручку которой сын так и не взялся, а круто повернул в геологию. Сам гово¬рит, что тайно мечтал о ней давно, начитавшись книг, заболев романтикой нехоженых дорог. И смеется: это, мол, было первое самостоятельное решение в жизни.

Поступил в Саратовский государственный (СГУ) университет. Учился с жаром и интересом, сразу поняв, что «первое самостоятельное решение» оказалось самым верным. С третьего курса начал одновременно сотрудничать в НИИ геологии СГУ. Как и его товарищи, отчаянно увлекался идеями Коржинского, который был для них, студентов, как Павлов для будущих врачей или Ландау для физиков. Позже Валентин будет работать в том НИИ, которым руководит сам Дмитрий Сергеевич. Тогда же Валентин об этом, конечно, и не мечтал.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Шторм

Рассказ

Из истины страстей…

Штрихи к портрету балерины Людмилы Семеняки