«Серебряная кошка», или путешествие по Америке

Н Лейкин| опубликовано в номере №696, май 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Не раз были мы свидетелями неприглядных поступков некоторых иностранных журналистов, которые, побывав в СССР, разражались злобными пасквилями на советскую действительность.

У советской печати нет ничего общего с подобными нравами. И это лишний раз подтвердила недавняя поездка группы наших журналистов в Соединенные Штаты Америки. Проехав по стране за тридцать три дня путешествия более двадцати пяти тысяч километров, советские журналисты видели многое и разное. Но они не занимались выискиванием плохого, выуживанием сенсаций. Внимательно, без предубеждения смотрели они и старались понять то, что им показывали, а вернувшись на родину, объективно рассказали о том, что понравилось им в Америке, и о том, что не понравилось.

Советские журналисты с безупречной честностью выполняли неписаное правило: в печати не должно появляться то, о чем собеседник просил не рассказывать. Не случайно представитель «Комсомольской правды» А. Аджубей назвал свою недавно вышедшую в свет книгу путевых очерков «Серебряная кошка», или путешествие по Америке». Дело в том, что журналисты из Сан - Франциско пользуются фигуркой серебряной кошки, как эмблемой, присутствие которой разрешает публиковать все, что говорилось во время беседы, в противоположность «черной кошке» - знаку молчания, напоминающему, что содержание беседы не должно попасть в газеты. «На моем столе нет сейчас фигурки серебряной кошки, - пишет автор. - Но я мысленно представляю ее себе такой, какой запомнил в Сан - Францисском клубе журналистов. Помня о ней, я напишу обо всем, что видел».

Одна за другой проходят перед читателем картины современной Америки, ее контрасты, ее люди. Волнующие свидания с автором «Овода» Этель Лилиан Войнич. с Лионом Фейхтвангером, замечательные встречи с Полем Робсоном, Говардом Фастом, Альбертом Каном, Ллойдом Брауном, с их друзьями. Аджубей справедливо сравнивает свои впечатления от всех этих встреч и событий со «стремительной кинолентой»: ведь насыщенность поездки была обратно пропорциональной ее времени. Однако «кинообъектив» - глаз журналиста - был зорким, любознательным, кадры этой литературной документальной пленки получились яркими, остроумными. Они читаются с большим интересом.

Вот Нью - Йорк, в котором «главное он сам», с его домами «невозможной высоты», непрерывным потоком разноцветных машин и визгливыми рекламными требованиями со всех крыш, фасадов и углов: «Купи, кули, купи!»; с его горячкой и властным подчинением человека «одной, только одной заботе - успеть, не прозевать, не споткнуться в «делании денег». А вот то место, где «делают деньги», - знаменитая биржа Уолл - стрита, напоминающая «палубу парохода, который наткнулся на мель, и перепуганные, ошалевшие пассажиры суетятся, чтобы раскачать и столкнуть его на глубокую воду».

Мчится по рельсам экспресс «Двадцатый век» (едущим в нем пассажирам компания платит по пять долларов за каждую минуту опоздания), летит комфортабельный самолет, шуршат по отличным дорогам автомобильные шины, и мы вместе с автором книги пересекаем Штаты.

Программу поездки составил государственный департамент, и советские журналисты «видели Америку с парадного входа». Но это не помешало им разглядеть и оборотную сторону медали, поведать читателям не только об утопающих в розах особняках миллионеров, но и о неприглядном негритянском районе Нью - Йорка Гарлеме; не только о внушительных масштабах Колумбийского и Калифорнийского университетов, но и о том, что студентам здесь приходится платить за учение громадные деньги. Рассказывая о красотах Сан - Франциско, о его золотистых пляжах, белых, желтых, красных домиках, радующих глаз человека, Аджубей честно и прямо добавляет: «Разумеется, если этот человек имеет хоть одну комнатку в красивом коттедже и ему не приходится слоняться с одного причала порта на другой в поисках работы и пристанища».

В книге приведены точные факты, убедительные статистические данные, говорящие о том, что в «США мало кого волнует жизнь простого, скромного рабочего человека». А ведь все то хорошее, что есть в Америке, - и удобные дороги, и величественные небоскребы, и разнообразные технические достижения - «все дело рук простого, энергичного, сметливого американца». Именно они, эти гостеприимные, веселые, трудолюбивые люди, представляют истинное лицо Америки. Именно встречи, беседы с ними позволяют автору придти к выводу, что рядовые граждане Соединенных Штатов испытывают огромное желание узнать правду о нашей жизни, что «среднего американца волнуют советско - американские отношения. Он ждет их улучшения и хочет что - то сделать для этого».

К тому же стремятся и советские люди. Вот почему так своевременна и нужна правдивая, публицистически яркая книга советского журналиста.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены