К 50-летию со дня смерти Генрика Ибсена
Весной 1901 года Петербург переживал тревожные дни. 17 марта на Казанской площади состоялась демонстрация протеста против отправки студентов в солдаты. Участники демонстрации, рабочие и студенты, были жестоко избиты царской полицией, имелись убитые. А вечером гастролировавший тогда в Петербурге Московский Художественный театр давал спектакль «Доктор Штокман», поставленный по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена «Враг народа». Постановка прозвучала весьма злободневно. Внимание всех было приковано к доктору Штокману, роль которого пополнял К. С. Станиславский.
... Врач небольшого, недавно открывшегося курорта Штокман узнает, что вода, поступающая в водолечебницу, загрязнена и опасна для здоровья сольных. Он требует закрыть на время курорт, смело выступает против «отцов города» и мещан - обывателей, не желающих поступиться своими прибылями...
Об этом представлении Станиславский вспоминал: «Ввиду печальных событий дня, театральный зал был до крайности возбужден и ловил малейший намек на свободу, откликался на всякое слово протеста Штокмана.
То и дело, и притом в самых неожиданных местах, среди действия раздавались взрывы тенденциозных рукоплесканий. Это был политический спектакль».
Пьеса прозвучала революционно и была так горячо воспринята зрителями потому, что Станиславский сумел в образе Шток - мана подчеркнуть главное: его страстное обличение лжи и несправедливости, его стремление к свободе.
Драмы Ибсена всегда находили горячий отклик у прогрессивно настроенных зрителей, так как все его произведения в той или иной мере пронизаны бунтарским духом, искренней любовью к человеку.
Своим замечательным искусством большого художника слова, глубокого мыслителя и сурового судьи современного ему общества Ибсен прославил свою родину Норвегию, свой народ.
Творчество Генрика Ибсена складывалось в годы национально - освободительной борьбы норвежского народа за независимость от Швеции. Уроженец небольшого приморского городка Шиене, скромный аптекарский ученик, Ибсен выступил в литературе поборником идей демократии и национальной независимости. Он посвятил свой талант драматурга развитию норвежской национальной культуры, развитию норвежского литературного языка. В 1851 году Ибсен - руководитель городского театра в Бергене, а с 1857 года по 1864 год он стоял во главе норвежского театра в Христиании (теперь город Осло).
Будучи пионером норвежской драматургии, Ибсен обращался прежде всего к истории своей родины, к народному творчеству. Древние саги, героические сказания о бесстрашных викингах, об отважных героях, боровшихся за объединение и 'независимость Норвегии, оживали в произведениях Ибсена. Ибсен выступил певцом сильных, отважных людей, верных своим принципам и не отступающих ни перед какими препятствиями. Утверждение цельности и величия человеческого характера, мечта о героическом борце за свободу и счастье людей, о смелом бунтаре, не знающем компромиссов, прошла через все творчество Ибсена. Но уже в начале своего творческого пути он с горечью убедился, что его дерзкие мысли и стремления не находят отклика у большинства современников. Критика враждебно встретила звучавшие в его пьесах сатирические, обличительные ноты. Не находил он поддержки и в борьбе за утверждение и развитие норвежского искусства. Все эти обстоятельства привели Ибсена к решению покинуть Норвегию. Впоследствии он с большой горечью вспоминал: «Все были против меня, так что я не видел ни одного постороннего человека, который бы понимал меня или верил мне».
Двадцать семь лет прожил Ибсен за границей, в Италии и в Германии. Но его творчество по - прежнему было связано с родиной: там жили, думали, боролись и страдали герои его произведений.
Ибсена всегда волновали вопросы жизненного призвания человека, его стремления и судьбы. Глубокое философское раздумье лежит в основе известных драм Ибсена «Бранд» и «Пер Гюнт». В образе Бранда, пастора маленькой деревушки, затерянной в суровых скалах Норвегии, Ибсен воплотил свою мечту о человеке, цельном и смелом, который беспредельно верен своему идеалу и долгу. Бранд отвергает какие бы то ни было компромиссы в борьбе с косностью, пошлостью окружающих его людей. Одинокий, замкнутый, не видящий конечной цели, Бранд гибнет. Прощая Бранду абстрактные и туманные рассуждения, зрители восхищались силой его характера.
Пер Гюнт - полная противоположность Бранду. На первый взгляд, это неплохой человек. Он смел, общителен, умеет развеселить собеседников неистощимыми выдумками и чудесными рассказами. Но у Пера Гюнта нет главного, что составляет величие человека, - у него нет цели в жизни. Бесхарактерный, эгоистичный человек, фантазер и лентяй, он слоняется по жизни, не делая ничего полезного для людей. Его стремление - быть «всегда собой довольным», и ради этого, ради своего эгоистического покоя он готов на любые сделки с совестью.
Он идет не трудной прямой дорогой, а стремится все препятствия «обойти сторонкой». Он как «пуговица, отлитая без ушка»... Но не только этой обличительной силой привлекает пьеса «Пер Гюнт».
Сурово осуждая отрицательные черты своих современников, Ибсен постоянно думал о родине. Народные легенды, предания и песни, суровая природа Норвегии и душевная чистота ее простых людей были всегда источником вдохновения для писателя. Поэтому и драма «Пер Гюнт» озарена необыкновенной поэтичностью. В ней Ибсен создал замечательный образ деревенской девушки Сольвейг, через всю жизнь пронесшей великое чувство своей любви. Сольвейг относится к числу прекраснейших женских образов мировой литературы.
Сочетание философской глубины мысли, сатирического обличения с лиризмом составляет неповторимое своеобразие «Пер Гюнта». Это хорошо почувствовал другой великий норвежец, композитор Эдвард Григ. «Я понял Ваши намерения, - писал он Ибсену, - развенчать Пера, разоблачив его пустоту, фразерство и ничегонеделание. Вы хотите показать, как выродились наши люди, как лживы их фразы и обещания, как бессильны их стремления и надежды...» Григ писал дальше, что его, как композитора, особенно привлекла другая сторона драмы - «любовь, верность, отчаяние, надежда, воспоминание и радость, - одним словом, простые человеческие чувства». Эдвард Григ, вдохновленный Ибсеном, создал замечательную музыку, искусно использовав все богатство и разнообразие народных мелодий.
Ибсен с горечью видел, что в Норвегии, как и в других странах, многие люди забыли о высоком человеческом достоинстве и долге, превратились в пошлых мещан, мечтающих только о наживе. Они опутали себя густой паутиной предрассудков, лжи и лицемерия. Ибсен написал ряд пьес, раскрывающих истинное лицо «столпов общества». Среди этих пьес драма «Кукольный дом», вызвавшая много ожесточенных споров.
... Безоблачной и счастливой кажется сначала семейная жизнь героини драмы Норы Гельмер. Она беззаботно забавляется с детьми, с ней ласков муж, неизменно снисходительный к своей «белочке». Но драматург постепенно раскрывает внутреннюю трагедию героини. Нора тяготится своим одиночеством, она чувствует, что муж относится к ней лишь как к любимой игрушке. Глубоко переживая свою трагедию, Нора приходит к трудному для нее решению - уйти из «кукольного дома». «Как оглянусь теперь назад, - говорит Нора мужу, - мне кажется, я вела здесь самую жалкую жизнь... Я была здесь твоей куколкой - женой, как дома у папы я была куколкой - дочкой».
Ибсен смело и решительно заявил о человеческом достоинстве женщины. Высокое общественное звучание драмы создало ей огромную популярность. В наше время драма «Кукольный дом» («Нора») с большим успехом шла в Театре имени Ленинского комсомола.
Ибсеновские драмы постоянно привлекали внимание лучших русских актеров. Роль Норы проникновенно исполняла В. Ф. Комиссаржевская. М. Н. Ермолова воплотила на сцене Малого театра трагический образ фру Альвинг («Привидения»).
Каждая пьеса Ибсена будила в людях чувство протеста. За бунтом его героев, всегда трагически одиноких, чувствовалась большая любовь к человеку, ненависть к мещанскому прозябанию. Творчество Ибсена было одухотворено суровой правдой, героизмом. Ибсен всегда отстаивал высокое общественное значение подлинного искусства. Он особенно ценил русскую литературу и искусство. «Россия одна из немногих стран на земле, где люди еще любят свободу и приносят ей жертвы. Поэтому - то страна и стоит так высоко в поэзии и искусстве». Ибсен в совершенстве владел мастерством художественного воплощения человеческих образов, он умел глубоко и тонко передать внутренний мир своих героев, заставить читателя или зрителя полюбить их или возненавидеть. Ибсен вошел в историю литературы как новатор драматургического искусства, вписавший значительную и яркую страницу в развитие норвежской и мировой драматургии.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.