Яркий свет электричества заливал скульптурную мастерскую и стоящие на станках вылепленные из глины статуэтки. Одни из них были закончены и подсыхали, другие, незаконченные, покрыты влажными тряпками. Все эти скульптуры были знакомы Круглову, и он хорошо знал, что самые талантливые из них - его «Охотник» и «Лыжница» Саши Перекатова. Только одна из этих фигур будет отправлена в Москву на выставку Трудовых резервов. Какая? Начиная работу, Ваня не сомневался, что - его, а теперь...
Он подумал о Перекатове - и перед ним встали лицо товарища и длинные, тонкие его пальцы, вылепившие из бесформенного кома глины такую изящную и лёгкую статуэтку. И чувство неприязни снова возникло в сердце Вани. Он хорошо сознавал, что это чувство ничем не оправдано, но оно росло помимо его воли с тех пор, как Саша поступил в ремесленное училище. Раньше Перекатов учился в таком же училище на другом фарфоровом заводе и при поступлении был принят сразу в третий класс. Первая же его скульптура обратила внимание директора и преподавателей. и Круглов почувствовал: в скульптурной мастерской появился соперник. Сначала это не тревожило Ваню, он был уверен в своих силах, в своих способностях, о которых много говорили на заводе. Самоуверенный, привыкший к похвалам, он даже был доволен успехами Перекатова и, не сомневаясь в своём перед ним превосходстве, думал: «Теперь мне есть с кем соревноваться». Но проходили дни, и беспокойство начинало овладевать Кругловым: сначала в училище, потом на заводе заговорили о новом талантливом ремесленнике. Его уже ставили вровень с Ваней, а некоторые считали, что Саша Перекатов талантливее Круглова и работает лучше его. Беспокойство Вани переходило в неприязнь к новому ученику. Он внимательно следил за его работами: «Что ж, хорошо, но мои работы, конечно, лучше». А когда директор объявил, что в Москве открыта выставка Трудовых резервов и на эту выставку училище отправит лучшие работы по живописи и лепке, Ваня почувствовал: вот когда он сможет доказать своё превосходство - не Перекатова, а его скульптура появится на московской выставке.
Скульптор Роман Михайлович предложил самим ученикам выбрать тему.
- Мне хотелось бы отобразить в своей работе спорт, - сказал Саша. - Ну хотя бы лыжи.
Лыжи!... Ваня вздохнул с облегчением. Ну какой же Перекатов лыжник! Он даже не участвовал в лыжных соревнованиях, на которых Круглов занял второе место. И когда Роман Михайлович спросил Ваню: А вы какую тему изберёте?» - он самоуверенно ответил: «Я тоже изображу что-нибудь на лыжах».
«Изобразил!» - криво усмехнулся Круглов и вспомнил, как сегодня, проходя мимо кабинета директора, он услыхал голос Романа Михайловича: «Пожалуй, и «Охотника» придётся послать на выставку». Эта фраза ошеломила Круглова. Пожалуй!... Значит, первенство завоевал Перекатов...
На уроках Ваня был невнимателен и часто посматривал на Сашу. Когда опустели классы и мастерские, он пришёл в скульптурную, чтобы самому убедиться в том, что сказал Роман Михайлович. И впервые он пожалел, что начал лепить «Охотника». В сравнении с «Лыжницей» «Охотник» казался тяжёлым, неповоротливым, как будто связанным невидимыми
нитями. Нужно было бы взять другую тему. Но теперь уже поздно думать об этом: на днях работы должны быть закончены, по ним изготовят гипсовые формы, в которых будут отлиты фарфоровые статуэтки. А может быть, не поздно? Если работать вечерами, весь выходной день, работать горячо, напряжённо, - не успеет ли он дать новую скульптуру?
Директор был чем-то раздражён. Когда Круглов вошёл в его кабинет, Павел Иванович сердито говорил завхозу:
- Наживёшь с вами беды!
Завхоз оправдывался: печник болен, на работу выйдет в середине будущей недели, и печка будет немедленно отремонтирована.
- Нужно было бы раньше позаботиться... Ну, хорошо, хорошо, идите... - и, взглянув на Ваню, спросил: - Вам что, Круглов?
Узнав, что Ваня хочет начать новую работу, коротко ответил:
- Поговорите об этом с Романом Михайловичем.
Роман Михайлович, выслушав Круглова, удивлённо приподнял брови:
- Новую скульптуру? Почему? «Охотник» - одна из лучших ваших работ.
- Всё-таки мне хотелось бы новую, -попробовал настоять Ваня.
- Да разве вы успеете к сроку? Остались считанные дни. Не понимаю, почему вам пришла в голову такая фантазия, - скульптор дружески потрепал Ваню по плечу. - Работайте, работайте над «Охотником»... - и, словно поверяя тайну, наклонился и шепнул: - У вас большие шансы попасть на выставку.
Круглов внимательно посмотрел на Романа Михайловича. Он знал: этот человек всегда говорит правду, но сейчас подумал, что, может быть, скульптор только утешает и подбадривает его.
Заметив, как настороженно и недоверчиво смотрит ученик. Роман Михайлович улыбнулся и добавил:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.