Семья

И Попов| опубликовано в номере №544, январь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пьеса И. Попова «Семья» показывает хорошую, дружную русскую семью, семью Ульяновых, в которой родился и рос Владимир Ильич Ленин. Место действия - Симбирск, родина Ленина, и С. - Петербург. Время - восьмидесятые и девяностые годы (в первых трёх актах Ленину шестнадцать лет, а к финалу пьесы - двадцать семь). Центральной темой пьесы является искание молодым Владимиром Ильичем жизненного пути, пути служения народу. Родине. Мы видим Владимира Ульянова жизнерадостным, веселым юношей, одержимым страстным стремлением всё узнать, всё понять, всё осмыслить. Вторым по значению действующим лицом пьесы после Владимира является его мать, женщина мужественного, любящего сердца, твёрдой воли и обширных познаний. Движущим моментом действия в пьесе является трагедия, которую пришлось пережить семье Ульяновых: гибель на эшафоте старшего его брата. Александра, казнённого по обвинению в покушении на царя.

Ленин уже тогда начал осознавать ложность террористической тактики партии «Народной воли» и стал на позиции марксизма.

Первый акт открывается отъездом Александра в Петербург. Александр не сообщает никому о своих планах. Во втором акте семья получает известие об аресте в Петербурге Александра и старшей дочери Ульяновых. Анны. Мария Александровна Ульянова собирается в Петербург. В начале третьего акта мы видим Владимира у рыбаков на островке на Волге, жадно слушающего рассказы бывалого пролетария о новых людях на Руси, о фабричных рабочих, несущих на смену борьбе одиночек борьбу сплочённых народных масс.

Публикуемое ниже четвёртое действие пьесы показывает Ленина уже как гениального, прозорливого политика, закладывающего основы для организации революционной рабочей партии в России.

Действие четвертое

Картина восьмая

1895 год. Декабрь.

Кабинет Дурново (директор департамента полиции), Андрей Оскарович (жандармский полковник) сидит у камина. Модест Аполлонович (чиновник министерства) стоит перед ним.

АНДРЕЙ ОСКАРОВИЧ. Нам нужен Владимир Ульянов.

МОДЕСТ АПОЛЛОНОВИЧ. Его чемодан обратил на себя внимание на самой границе, мы принимаем меры...

АНДРЕЙ ОСКАРОВИЧ. Нам не меры нужны, а сам Ульянов.

МОДЕСТ АПОЛЛОНОВИЧ. Ульянов сдал чемодан в другие руки. Но мы успели телеграфировать по линии. Литература была заложена между двумя стенками, но догадались об этом, когда поезд уже ушёл. Но чемодан прослежен здесь, в столице.

АНДРЕИ ОСКАРОВИЧ. Нам не чемодан нужен, а сам Ульянов, Владимир Ульянов. Вы понимаете?

МОДЕСТ АПОЛЛОНОВИЧ. Понимаю.

АНДРЕЙ ОСКАРОВИЧ (махнув рукой). Готовьте материалы к докладу.

МОДЕСТ АПОЛЛОНОВИЧ. Слушаю - с.

Андрей Оскарович уходит. Модест Аполлонович звонит, входит Сергей Сергеевич (адъютант Дурново) с папками, кладёт их на стол.

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ. Великовата стала почта для его превосходительства, Модест Аполлонович.

МОДЕСТ АПОЛЛОНОВИЧ. Складывайте сюда, на край стола. Мы сейчас их рассортируем. Давайте о листках, которые подстрекают к стачкам. Так. Так. Теперь давайте о прокламациях на фабриках. Так. Теперь давайте о политических кружках. Осторожно, не перемешайте. Они у меня разбиты на «пойманных» и «непойманных».

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ. Понимаю.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Песня

Из романа «Золото»