САВЕЛОВКА - не Московский вокзал с шумом, гамом, тысячной толпой пассажиров и гудками ежеминутно отходящих поездов. Это просто тихая, сонная станция, каких сотни по всей СССР. Ничего московского, столичного. Просто - станция Москва - Бутырки Савеловской ветки Сев. ж. д.
ТЯЖКО ЖИЛОСЬ Савеловской молодежи годика этак полтора тому назад. Прямо сказать, - собачье житье. Мотались из угла в угол по цехам и мастерским, дела не делали, к работе не приучались, только время зря уходило. Ребята были растыканы по разным местам: человек десять в вагонных мастерских учились гайки подвинчивать, другие - специализировались по части обтирания паровозных колес. Кроме этих «основных» занятий, у ребят были еще и «побочные»: делали чеки для вагонных осей, таскали домкраты на носилках» учились, каким концом нужно мастеру щипцы подавать...
- «Подсобляй и приглядывайся»...
И ребята «подсобляли», вихрем носились по шпалам, выполняя поручения слесарей и мастеров.
До мая 1923 года длилось такое положение. Ячейка частенько задумывалась:
- Как бы это ребят объединить для производственной учебы, дать им руководителя, сделать из них рабочих коммунистов?... Ведь не пропадать же им весь век на третьем разряде?...
Парень был в ячейке Козлов Колька, сам учился в мастерской... щипцы подавать. Не вытерпел парень и надумал, послал статейку в «Гудок», озаглавил «Дайте знание». Всем досталось там, и администрации, что внимание не обращает на подростков, и мастерам.
Вышла статья, появилась газета на дороге.
Поднялись толки в мастерских, в конторе, в ячейке. Старики ехидно посмеивались:
- Ишь, сопляки, писать умеете, а сделать...
Но не пришлось им торжествовать. Управление дороги прочитало заметку, ячейка РКП нажала, и полетело распоряжение к начальнику участка:
- Разработать вопрос.
Ну, а известно как начальники «разрабатывают», когда дело касается молодежи. Вечеслов - нач. участка, бюрократ, сразу и говорить не хотел. Относился скептически. А тут еще слесаря в амбицию ударились, боялись, что обучение подростков будет за счет тех 2%, которые отчисляются в профсоюз. Пришлось их уламывать.
Две недели топтались комсомольцы по кабинетам у разного начальства. Добились только одного - разрешили:
- Стройте сами, как знаете. Средств нет, хотите бригаду ученичества, ищите себе тиски и проч.
Ребята за дело. Ржавые, ломанные, старые тиски подобрали. В вагонной мастерской маленький уголок. Пристроились.
Работают ребята все вместе, а слесаря кругом ходят, посмеиваются:
- Ничего, мол, из затеи не выйдет, ишь надумали, бригаду...
Раз даже инструментальщик ученику чуть физиономию не разбил за то, что тот сверло сломал.
Прошел месяц. Перевели бригаду в барак. Подобрали ребята еще кучу разных обломков, собрали еще четыре пары тисок. И вдруг - опять новость:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Воспоминания