В память энергичной совместной работы посвящаю этот очерк Кудрявской ячейке РЛКСМ Раненбургского уезда, Рязанской губ.
ЗА НЕДЕЛЮ до отпуска каждый день до пота Семка Фокин бегал по учреждениям, редакциям и прочим местам, доставал литературу для деревни. Набрал фунтов 20.
С багажом долго возиться не пришлось. Взял в руки ломаную корзинку и - айда на вокзал.
- Даешь деревню!
Проучившись три года на рабфаке, Фокин стал уже не так себе. Кое - где подработал деньжат (на вокзалах дрова и уголь сгружал), купил кожаную тужурку, брюки - галифе, кепку смял на затылок. Серая сорочка, в галстуке значок «КИМ», под - мышкой портфель, совсем не тот Семка стал, что раньше по деревне в синих портках шлялся. Одно слово - доподлинный московский активист.
В поезде Семку приняли за комиссара - расспрашивали. В особенности интересовались баба с мужиком - ехали с ним на одну станцию. Семка отвечает на расспросы, а сам все сворачивает на политику РКП в деревне.
Мужик с бабой не соглашаются:
- Хорошо кабы на деле, а так - то оно не совсем так...
- Вот приходи на собрание, доклад делать буду, докажу...
Мужик (Трофимом его звали) поморщился и подумал про себя:
«Хоть год мели, все одно не докажешь»...
Когда от Москвы отъехали верст 250, настал момент Семке впервые показать себя мужикам.
От споров у него к этому времени даже башку заломило. Семка вылез из вагона на какой - то станции и пошел по платформе. Бегали люди взад и вперед, гремели чайниками, торговались с бабами.
К поезду прицепили новый паровоз. Он тяжело фыркал, как загнанная на скачках лошадь.
- Фу - у, у - фу, у - ф - фу - у...
А сбоку красовалась красная надпись: Победа пролетариата - смычка рабочих с крестьянством.
У вагона шла посадка. Мелькнул носильщик с желтым чемоданом. За ним важно проплыла дама в белых перчатках в огромной шляпе с голубыми перьями. Проводник посмотрел билет и услужливо посторонился.
- Пожалуйте...
Вслед садились мужики. Несмотря на лето, они были в рваных меховых шапках, ноги толсто обмотаны портянками, на спинах болтались мешки с хлебом и инструментами. А у одного под мышкой была длинная пила.
Проводник посмотрел билет и сказал:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Доклад тов. Крупской на пленуме ЦК РЛКСМ
Воспоминания