Да, бывают необыкновенные события. Случилось и в нашей квартире такое событие.
С утра все было спокойно, но после полудня через каждые пятнадцать - двадцать минут начинал дребезжать звонок, хлопала входная дверь, и в коридоре появлялся почтальон. Он приносил телеграммы, и все в один адрес - нашей новой соседке по квартире.
Жильцов поражало: откуда ей столько поздравлений?
А когда мы накрыли новогодние столы, прихожую буквально - таки атаковали военные. Один за другим входили Герои Советского Союза, полковники, подполковники, капитаны. Все они спрашивали:
- А Мария Николаевна в какой комнате?
- Вот, прямо, - указывали мы.
... Живет у нас в квартире Мария Николаевна Колотилина. Женщина как женщина, хорошая мать, дочка есть у нее, Люся - комсомолка. Спорит Люся часто со своей бабушкой. Бабушка, конечно, по мнению Люси, отсталая, а сама Люся передовая. Она все знает, за всем следит, и от нее мы узнаем, что делается на свете. И, конечно, Люся знала полковников и Героев Советского Союза, которые входили в нашу квартиру и кратко спрашивали:
- Люся, куда это можно положить? Люся деловито вела гостя на кухню и говорила:
- Товарищ полковник, пожалуйста, сюда...
И вот новогодняя ночь вступила в свои права, а военные все еще входили в нашу квартиру. Комната Марии Николаевны не могла их вместить, и тогда наша соседка накрыла стол прямо в коридоре. Это было необыкновенно. Гости произносили чудесные тосты:
- За тех, кто в эту минуту под облаками!
- За тех, кто сегодня вылетел в первый раз на реактивном самолете!
Жильцы квартиры терялись в догадках: почему к Марии Николаевне Колотилиной пришло в новогоднюю ночь столько военных летчиков? А я тем временем, разговаривая с Люсей на кухне, выведывал, что же все - таки произошло.
Оказалось, что мать Люси, в прошлом комсомолка автозавода имени Сталина, еще в начале тридцатых годов поступила в школу пилотов Центрального аэроклуба СССР имени Чкалова. По утрам, до начала работы на заводе, она ездила за двадцать километров на аэродром: училась летать. В конце 1934 года с отличием окончила летную школу и получила звание пилота СССР. На следующий год, окончив школу инструкторов - летчиков, стала воздушным педагогом.
Начались спортивные полеты, полеты на парадах и в порядке общественной работы подготовка летчиков без отрыва от производства.
С 4 до 10 часов утра Мария Николаевна летала на самолетах аэроклуба, тренировала учлетов, прививая им чувство свободного полета. И часто после тренировок, на разборе летного мастерства, строго критиковала своих учеников.
- Это же не трактор, - говорила она учлетам. - Это самолет. И научитесь с ним обращаться на «вы». Летаете вы еще на «ты».
Ученики оперялись, начинали жить своей, непередаваемой, стремительной летной жизнью.
Мария Колотилина выполняла поставленную комсомолом задачу подготовки авиакадров.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.