Профессионально-техническое училище эти основы закрепляет и развивает в новом направлении – применительно к конкретно выбранной специальности. Тут главное, чтобы ребята прочно уяснили: настоящий мастер всегда экономен, расчетлив. И научились этому.
Поэтому мы обязательно организуем для них встречи с лучшими рабочими нашего предприятия. Последняя такая встреча моих ребят, обучающихся специальности машиниста компрессоров, – с Виктором Баландиным. Он первым на «Азоте» решил один обслуживать компрессор – раньше обслуживали двое, – выполнил за пятилетку 10 годовых заданий.
Сначала была экскурсия на предприятие. Ребята впервые увидели, на какой технике им предстоит работать. Махины компрессоров размером чуть ли не с самолет, и такой же, как на аэродроме, неумолчный гул, по которому сразу понимаешь, какие мощности за ним скрываются. Потом в музее трудовой славы был серьезный, обстоятельный разговор с Баландиным. А лотом один из моих ребят мечтательно сказал:
– Знаете, Владимир Максимович, вот кончу училище, тоже буду один компрессором управлять, и вы ко мне приведете своих пацанов. Я им тоже объясню, что к чему...
– Чтобы одному с компрессором управляться, знаешь, как надо работать?
– Представляю.
– И учиться как надо?
– Я понял, Владимир Максимович. Мне бы только радоваться, а в голову
уже старая забота лезет: нет у нас в училище такого оборудования, чтобы я сразу ребят всему, что их на предприятии ждет, мог на нем обучать. На словах могу, только это, сами понимаете, другое.
А все потому, что училище наше устарелое. Это относится и к самому зданию, и к мастерским, и к оборудованию. Учебного оборудования, соответствующего оборудованию заводских цехов, нет ни у электриков, ни у операторов, ни у «киповцев».
И получается: говорим все время об экономии, о том, что надо беречь рабочее время, а в мастерских или учебных классах тратим его на давно наскучивший всем набор операций. Разрыв, не сулящий ничего хорошего.
Есть у нас и особое время – производственная практика. Каким вернется после нее в училище наш ученик? Чему научится? В каких своих взглядах на работу утвердится, какие отбросит?
Многое тут, конечно, зависит от мастера. Во-первых, был ли он в своем учении правдив? Ведь каждый мастер учит не просто специальности – учит рабочей жизни. И вот совпадет ли она с той, в которую окунутся на практике его ребята? Молодежь, она быстра на заключения и выводы, попробуй потом опровергни.
Поэтому самое важное, чтобы рядом с ребятами не оказалось случайных людей, под влияние которых они могли бы попасть. Речь не о создании тепличных условий, а о том, чтобы ребята учились прежде всего у тех, кто на предприятии не работник, думающий только о зарплате, а рачительный хозяин, болеющий его нуждами.
Я, например, спокоен и рад за тех ребят, что попадают в бывшую мою бригаду, которую сейчас возглавляет мой ученик Юрий Петров. Все хорошее, что я своим ученикам рассказывал о работе, людях, они теперь увидят на деле. Увидят, что такое настоящая, серьезная работа. Все оборудование в цехе гидрирования – под высокой нагрузкой, работа круглосуточная, а плановый ремонт – раз в два года. От ремонтника здесь очень многое зависит, и счет во время работы идет на минуты.
Побывав в лучших бригадах, потрудившись с лучшими нашими рабочими рядом, ребята заметно меняются. Они уже знают, что слова о необходимости экономить каждому на каждом рабочем месте вылились в цехе во всеобщую борьбу за экономию энергии, пара, воды. Что бережливость, дисциплина отличают самых уважаемых там людей, а халтурщиков и прогульщиков, если вдруг нужно, никто не хочет брать с собой в пару. И вообще житье у них в коллективе такое, что завидовать нечему.
Хотя я и проработал на «Азоте» 28 лет, всех на таком огромном производстве знать, конечно, не могу. Так что попадают ребята и к незнакомым мне людям. В таком случае иду к начальнику цеха, техноруку, советуемся. Достаточно ли тщательно подобрана кандидатура наставника? Момент-то серьезный. Недоглядели, а потом в училище слышишь, что в цехе перекуры, когда вздумается, материалы не жалеют, и самое обычное дело сунуть, уходя со смены, в карман понадобившийся в хозяйстве инструмент... Обидно и досадно. Да и неверно по одному-двум нерадивым или нечистым на руку людям судить обо всем цехе. Но как непросто переубедить ребят! Ведь все это происходило на их глазах.
И тут мы подходим к самому важному условию успеха в деле воспитания бережливости у молодежи. Именно жизнь. люди, с которыми молодые сталкиваются, преподают им самые наглядные и запоминающиеся уроки. В том числе уроки бережливости или, наоборот, уроки расточительности, бездумного отношения к окружающему. Дома и в школе, в училище и на предприятии, на улице и в магазине людьми самыми близкими и вовсе не знакомыми даются эти уроки. К ним причастен каждый из нас. И потому нельзя считать, что твое отношение к народному добру, к своим рабочим обязанностям – только твое личное дело. На каждого из нас – хотим мы этого или не хотим, принимаем в расчет или нет – устремлены глаза молодых. И от того, что они видят сегодня, зависит, какими они будут завтра. Давайте помнить об этом.
Я уже давно пришел к убеждению: человек небережливый, неспособный ценить и уважать сделанное его предшественниками, безразличный к труду других – это человек, еще не созревший в чем-то главном, еще не понявший в жизни чего-то очень важного. Юноша или девушка, в которых воспитаны эти качества, граждански зрелее какого-нибудь отца семейства, не понимающего, что и от него зависит, как распорядимся мы всем, что создано нашими же усилиями.
Бережливость, казалось бы, совершенно приземленное, обыденное понятие. Но оно прямо связано с самыми дорогими и обязывающими понятиями нашей с вами жизни.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.