Навсегда оставил в Москве свое сердце», – так писал Ван Клиберн, первый лауреат Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Спустя почти четверть века на сцене Большого зала Московской консерватории прозвучали такие же слова, слова признательности, благодарности, любви. Их на закрытии VII Международного конкурса имени П. И. Чайковского произнес молодой бразильский виолончелист Антонио Менезес, получивший первую премию и золотую медаль.
Конкурс имени Чайковского. Один из ста с лишним международных музыкальных конкурсов, которые проводятся в мире. Каждый имеет свое лицо, свои особые требования. Международный имени Чайковского – один из наиболее масштабных по объему задач, которые стоят перед исполнителями. Его программы огромны. Они включают музыку четырех столетий. Музыкант, приехавший в Москву, должен проявить себя разносторонне, а еще он обязательно должен любить и уметь играть русскую музыку. Произведения русских и советских авторов звучали в Москве очень часто, потому что одна из основных задач конкурса, который носит имя выдающегося русского композитора, – приобщение к художественным богатствам русской и советской культуры. «Когда на доске объявлений в Манхеттенской школе, где я учусь, повесили приглашение на конкурс имени Чайковского и условия участия в нем, я решила обязательно поехать, – рассказывала певица из США Долора-Мария Заиц, завоевавшая третью премию и бронзовую медаль. – В Америке любят и пропагандируют русскую музыку многие музыканты. Но студентам справляться с ней нелегко. После спектакля «Орлеанская дева», в котором я исполнила партию Иоанны, мне говорили, что благодаря совсем не американской эмоциональности я ее очень хорошо чувствую и могу петь. Поэтому в Москве я много слушаю и учусь. Ведь самое главное – опыт».
Учиться русской музыке. Учиться не только, когда на сцену вышел товарищ, соперник. На конкурсе каждый день, час, минута наполнены этим. Ведь только побывав в родной стране музыканта, до конца понимаешь природу его творчества. Многочисленные встречи, общение с людьми, посещение музеев, памятных мест оживляют представления об отраженной в произведениях искусства духовной жизни нашего народа.
«Я давно мечтала побывать на родине Толстого, Достоевского, Чайковского, – говорила Анник Руссен, французская скрипачка, занявшая IV место. – Участие в конкурсе дало мне такую счастливую возможность. Самое главное мое впечатление – люди. Меня поразили их доброта, открытость. Я раньше много общалась с русским искусством. Но теперь я понимаю, какими крепкими нитями все эти произведения связаны...» Чехословацкий же виолончелист Михаил Канька (\/III премия) после поездки в Дом-музей Чайковского в Клину сказал об этом просто: «Я очень рад, что смог прийти сюда».
Конкурс не только раскрывает многоликую картину мирового исполнительства и выдвигает имена наиболее талантливых. Он обнажает острые проблемы, стоящие перед музыкальным миром. Одна из них – проблема личности в исполнительстве и ее отношение к сложившимся в музыкальном искусстве традициям. Да, искусство всегда развивалось из противостояния этих двух начал. Складываясь по-разному, они приводят к неповторимым проявлениям творческого духа.
Часто ли на конкурсе можно услышать глубоко личностную игру, встретить вполне сложившуюся личность? Около 250 участников было в этом году на конкурсе. Если учесть, что нередко на конкурс приезжает молодежь еще обучающаяся, а порой даже не прошедшая предварительных прослушиваний (вспомним, что говорила Долора-Мария Заиц, приехавшая в Москву, увидев объявление!), то нетрудно предположить, что здесь могут оказаться и люди случайные, не соизмерившие свои возможности с высоким уровнем конкурсных требований.
Сито конкурса отсеивает все случайное. К финалу приходят сильнейшие. И здесь уже отнюдь не виртуозность решает дело. Здесь соревнуются личности. Но личность в исполнительстве – это всегда яркое проявление индивидуального артистического дарования. Как сравнить один талант с другим, если все они разные? Кому отдать предпочтение?
Выступления советского пианиста Михаила Ермолаева сопровождались, например, самыми горячими разногласиями. Предложенные им интерпретации или принимали, или отвергали. Равнодушных не было. Ему ставили в упрек недостаточно рафинированный пианизм, некоторое отсутствие объемности звучания. Но всем ясно было одно: это личность, самобытно, ярко проявляющая себя в музыке.
Ермолаев – композитор (в этом году получил премию Союза композиторов РСФСР). Он и играет как композитор, участвуя в рождении музыкальной формы, пропуская каждую ноту «через себя».
Советская исполнительская школа была представлена не столь большим числом музыкантов. Но тем убедительнее успехи! Шестнадцать советских участников прошли на третий тур и четырнадцать из них получили звания лауреата. Это тем более отрадно, что в нынешнем конкурсе приняли участие представители всех наших республик. Они не только наглядно продемонстрировали высокий уровень и своеобразие национальных традиций, но и заявили о себе как зрелые, опытные мастера.
Успех советской школы не случаен. Это результат хорошей подготовки к такому важному событию, как Международный конкурс имени Чайковского. Советские его участники уже имеют опыт подобной борьбы. Все они играли на республиканских и всесоюзных конкурсах, прошли тщательные отборочные прослушивания. Некоторые также имеют опыт общения со слушателем, опыт концертных выступлений. Поэтому так ярко, уверенно играли Владимир Овчинников и Калле Рандалу, Дмитрий Гайдук и Нино Кереселидзе, Виктория Муллова и Сергей Стадлер, Лидия Забиляста и Паата Бурчуладзе...
Пианист из Великобритании Питер Донохоу (вторая премия и серебряная медаль) показал прекрасный пианизм, завоевал симпатии слушателей не только великолепным владением всем комплексом пианистических приемов, блестящей школой, но прежде всего артистической свободой, своеобразием, можно даже сказать, «безоглядностью» интерпретаторских прочтений. Исполнение им Сонаты си-минор Листа вызвало бурю споров. Вероятно, полная свобода привела здесь к искажению авторского замысла. Значит, все-таки личность в плену у личности? Вспоминаю, что сказал член жюри конкурса известный мексиканский скрипач Мануэль Суарес: «Что такое талант? Это нечто необъяснимое. Прибегну к сравнению. Музыкант на сцене напоминает мне артиста цирка, который ходит по проволоке. Он знает, что в любой момент может сорваться жим на кого-то или наоборот – ни на кого не быть похожим. Наверное, талант и есть то, что помогает артисту удержаться и не упасть. Талант неповторим. И когда он есть, то можно говорить об индивидуальной манере игры. Но порывать со сложившимися традициями – значит обрекать себя на непонимание. Молодой музыкант должен уметь соотносить свою индивидуальность с существующими традициями».
Для большинства молодых музыкантов, приехавших на конкурс, музыка так же естественна, как и сама жизнь. Да она и есть для них жизнь. Поэтому так хочется не повториться, найти то, что до тебя никто и никогда не находил, познать неизведанное.
«Я не могу сказать, что мне ближе – современная или классическая музыка. Когда играешь сочинения современных композиторов, то невольно ощущаешь себя соавтором, здесь как бы вспахиваешь музыкальную целину, не обремененную существующими интерпретациями. Классические сочинения требуют другого отношения: важно уметь очистить верхние наслоения, нанесенные временем, и увидеть ноты «чистыми», – так думает норвежский виолончелист Трульс Оттербек Мерк (VI премия). Он с первого тура понравился слушателям и жюри. В его игре привлекли красивый звук, тонкая нюансировка, поразительное чувство своего инструмента. Перед ним не стояла проблема выбора – кем быть, на чем играть. Его отец – виолончелист. Музыка была с ним с пеленок, а виолончель – другом, мечтой, жизнью.
Любовь к музыке, стремление понять и выразить звуками себя, мир объединяют нисколько не похожих друг на друга музыкантов, которых во множестве собрал конкурс. Но соревнование есть соревнование, и выбор должен быть сделан. Победили наиболее зрелые, сложившиеся артисты, сумевшие убедить публику и жюри.
Но конкурс имени П. И. Чайковского существует не только для того, чтобы назвать имена сильнейших и определить места. Эти итоги будут проверены временем. Он, как ведущий конкурс в мире, ставит основные вехи в развитии музыкального искусства, и его конечный и самый главный итог – это победа прекрасного, торжество добра и человечности.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.