«Я очень любил одну девушку, а она, оказывается, просто играла моей любовью, – пишет Сергей Д. из Иркутска. – Теперь я равнодушен ко всем девушкам, а мне ведь только 19 лет. Я уже никогда не буду ни с кем счастлив, потому что на свете нет настоящей любви. Нет! Сколько свадеб, столько и разводов! Я совершенно одинок. Любовь покинула меня, и мое сердце черствеет с каждым днем».
Думаю, трагизм, с которым юноша описывает нынешнее свое положение, проистекает оттого, что сам Сергей очень молод. Я верю, что у него все еще впереди: и настоящая любовь, и семья, и, конечно, счастье. Признаюсь, не могу слышать, когда говорят: «Да плюнь ты, встретишь другую, а эту забудешь». Или: «Порви с ней, и точка».
Путь, который предлагают горе-советчики, это путь пренебрежения к человеку, отказа от борьбы за него, признание собственного бессилия. Человек в любви, если это настоящая любовь, должен чувствовать ответственность не только за себя, но и за того, кто рядом. В равной степени это относится к юношам и к девушкам.
Девушка хочет видеть близкого человека самым лучшим, но ведь и она сама должна стремиться быть для него такой же. Если друг в чем-то отстает, нужно употребить весь возможный такт, чтобы возбудить в нем желание узнавать, расти. Если настоящая дружба связывает молодых, тогда все превратности брака преодолимы. Сохранится и лиризм, и романтика добрачных отношений, и их накал. Ну, а если эти отношения были поверхностны, эгоистичны, молодоженов разведет уже «медовый месяц», как случилось с одной парой, когда он мечтал провести его в палатке, у костра, среди природы, а она убоялась закопченных котелков и уехала в дом отдыха.
Заканчивая эти заметки, хочу обратить внимание еще на одно письмо. Автор его, житель Свердловска, требует введения еще одного закона, сурово наказывающего супругов разлюбивших, ушедших от своей семьи, изменивших ей. Что можно сказать об этом предложении? Во-первых, есть закон, предписывающий супругам, расторгнувшим свой брак, нести заботу о детях, а, во-вторых, все же насильно, как говорится, мил не будешь, и я согласна с читателями, которые пишут, что любовь – это величайшее счастье, построенное на доверии, доброте, взаимоуважении. Такая любовь поистине придает человеку крылья.
Заговорили о любви, но не смогли говорить только о ней, задумались о воспитании души, о культуре чувств.
Белинский, размышляя о науках, писал, что «только нравственное воспитание делает человека человеком». Не инженером, не генералом, не учителем, но Человеком, истинно нравственным гражданином Будущего.
Разговор о высоком чувстве, которое зовется любовью, настолько многообразен и сложен, что, естественно, ни писательница Елена Вечтомова, ни редакция не предполагали в опубликованных материалах расставить все точки над «i». Это было бы по меньшей мере наивно, как наивно искать универсальное для всех средство, применение которого позволило бы сделать однажды заключенный двумя людьми брачный союз счастливым, вечным и нерушимым. Средства такого нет. И потому «носятся в воздухе» вопросы, вопросы, вопросы...
Как же быть? Очевидно, как справедливо заметила наш автор, разговор о любви – это прежде всего разговор о воспитании души, о культуре чувств. Именно поэтому в первых номерах нового года редакция предполагает опубликовать цикл статей писателя Юрия Рюрикова, в которых делается попытка подойти к сфере человеческих чувств, если хотите, с научной точки зрения.
Вторжение науки в область эмоций многим может показаться не только неправомерным и странным, но и бесперспективным. Но так ли это? Возьмем один непреложный факт: человечеством накоплен многовековой опыт в вопросах любви и взаимоотношения полов. Коль скоро это так, его можно анализировать, изучать, им можно овладеть. Знание же с неизбежностью перельется в культуру, которая и помогает в решении очень многих жизненно важных вопросов. И хотя действительно чаще всего бывает трудно, а то и невозможно дать точный совет конкретным людям, как им поступить в той или иной ситуации, из этого опыта можно делать выводы и обобщения.
Мы надеемся, вы убедитесь в этом, познакомившись с интересными, порой неожиданными и, может быть, не бесспорными размышлениями Юрия Рюрикова.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.