Когда юноша забрасывает лекции, заваливает экзамены, а потом вынужден бывает и уйти из института из-за любви, а девушка, которой она предназначается, принимает все, как заслуженную жертву, – это низко. Потому что есть жертвы, которых настоящий друг не имеет права принимать. И я не согласна с читателями, которые называют любовь Павла Чумакова к своей Нине жертвой. Нет, не жертва это, а естественная потребность настоящего мужчины быть с любимой, помогать ей. В истинной любви счастье другого становится и твоим счастьем.
Очень справедливо пишет читатель Федор Михайлович Ридош из Кемерова: «В любви дают, а не берут. Любовь не терпит грубости, безнравственности. Любовь – это высокое доверие, это большая культура чувств. Любя, никогда не думаешь о себе, а только о другом человеке».
Нужно добавить, что настоящая любовь не самоотречение, «не жертва на алтарь», а потребность человеческой души. Если же в человеке, говорящем о любви, идет душевный торг, – тут счастья не жди. Одна умная женщина сказала: «Не бойся переплатить. Бедней тот, кто требует большего».
О необходимости требовательно относиться к себе и к жизни пишут многие читатели журнала. Вспоминается мысль А. Сент-Экзюпери о том, что человек замечает в мире лишь то, что он несет уже в самом себе. Люди, чувства которых притуплены, неспособны ни к сочувствию, ни к любви, однобокость губительна для человека. Лена Карева из Рязанской области пишет: «Мне не нравятся этакие «короли» танцев, у которых есть одна-две испытанные остроты, а внутри – пустота. И что самое удивительное, девушки охотно дружат с такими ребятами. Одна моя знакомая так и сказала: «Пусть он не особенно умный, но зато как выглядит! Молодость-то ведь проходит, надо жить полной жизнью!» Когда я с ней не согласилась, она засмеялась: «Ты что, принца ищешь, пришельца из средних веков?» Нет, отвечаю, не пришельца, а современного парня. Он должен стремиться к знаниям, разбираться в музыке, любить театр».
Согласен с Леной и читатель, подписавшийся просто «Витя из Оренбурга». «Жду своей звездочки, а она не появляется. А с другими мне не по себе... Почему я одинок? Нет у меня девушки, нет постоянных друзей. Мне кажется, что я стою на ступеньку выше всех по своему развитию. Меня всегда радует что-нибудь интересное. Вечером пойду в клуб, может, немного потанцую... Но и здесь мне скучно. Ну, скажите, почему я такой? Иногда даже радостно, что живу по-своему, не как все. А если попаду в компанию, где начинается пьянка, сразу придумываю причину, чтобы поскорее уйти. Люблю эстрадную музыку, хорошие фильмы, много читаю – книги необходимы в жизни, они дают хорошие советы. Но все равно жизнь проходит незаметно. За это больно... Вот и думаю: а есть ли оно, счастье, вообще-то?»
Вот такое письмо...
Напрасно Виктор думает, что мы «забоимся» напечатать его письмо. Мы только сократили его да поправили грамматические ошибки. Мне кажется, Вите мало быть просто хорошим, ему надо еще найти себя. Найти свое дело. Строже смотреть на себя со стороны. И в жизнь вглядываться пристальней. Видеть хороших людей. Серьезно учиться. А счастье, как говорил Л. Н. Толстой, если его очень хотеть, оно придет. И еще есть у Льва Николаевича замечательная мысль: «Недовольство собой есть необходимое условие разумной жизни. Тогда это недовольство побуждает работать над собой».
Размышляя о том, какими нравственными качествами должен обладать наш современник, мы нередко обращаемся к биографиям лучших представителей человечества – революционеров.
Мария Александровна – мать Владимира Ильича Ленина – в свои девические годы решила не выходить замуж, хотела стать учительницей, служить народу. Не встреть она молодого преподавателя физики Илью Николаевича Ульянова, она бы сдержала данное себе слово. Дома она привыкла к постоянным отлучкам отца – врачебного инспектора. Привыкла, что он весь в своей работе, в служении народу. Илья Николаевич был таким же. Это родство душ, моральных принципов сначала сдружило молодую пару, а потом и навсегда притянуло друг к другу.
В семье Ульяновых между родителями было полное взаимное доверие и уважение. В этом микроклимате и складывались характеры детей. Родители были озабочены не тем, чтобы все вокруг заметили и восхитились выдающимися способностями Владимира, а тем, чтобы он не стал смотреть на товарищей свысока. Полное взаимопонимание, единомыслие, служение общему делу и высоким целям снимало те или иные проблемы, сглаживало огорчение, недовольство хотя бы тем, что глава семьи редко бывает дома. Наоборот, это обстоятельство делало настоящими праздниками дни, когда вся семья собиралась вместе.
Мне могут возразить: «Какое же единомыслие, когда Илья Николаевич верил в бога, а дети выросли атеистами?» Да, родители не были революционерами, они растили детей просто порядочными людьми, преданными высоким идеалам, и эти идеалы родители уважали. И в этом было единство отца и матери и их детей, ставших взрослыми.
К сожалению, семья Л. Н. Толстого так до конца и не поняла и не приняла его идеалы. Даже помогая отцу в «добрых делах», почти все члены семьи были ему чужды.
Нельзя сказать, что Софья Андреевна не пыталась понять своего мужа. Стоит прочитать ее дневниковые записи «Моя жизнь», опубликованные в восьмом номере журнала «Новый мир», чтобы понять это. Но все его устремления оставались далеки ей. Попытки приблизиться к его мировоззрению оборачивались самонасилием, и кончилось все трагедией, хотя Лев Николаевич в последнем письме говорил жене, что любит и жалеет ее, и благодарил за все, что она смогла сделать для него.
Тут мы близко подошли к вопросу о драматических конфликтах в семьях. Конечно, необходимо всячески стремиться сохранять семью. Ведь конфликты сплошь и рядом бывают проходящими. Урегулирование их зависит от нашей доброй воли. Но случается и иначе. Несогласие между супругами зашло так далеко, что уже не говорится ни о чем, кроме как о разводе.
Осуждать ли нам или не осуждать одного из родителей, когда он уходит из семьи (конечно, если это не легкомыслие)? И оправданной ли будет жертва, если разлюбившие все же останутся вместе?
Любовь, преданность долгу, самоотверженность, честность, доверие – все это слагаемые многообразных человеческих отношений. Что же честнее – уйти или лгать год за годом жене, детям? Сама жизнь потом непременно раскроет обман – обмолвкой, случайной встречей, письмом, пришедшим не вовремя, и дети, наши дети, ради которых совершается столько ложных поступков, не простят нас. Великий Лев Толстой писал: «Детей не отпугнет суровость. Они не простят только лжи».
Может быть, в этом й кроется как раз ответ на вопрос многих читателей, недоумевающих по поводу того, почему муж Людмилы Н. до сих пор не возвращается к семье...
Иногда, уже разведенные, он и она становятся настоящими врагами: дурно говорят друг о друге, не разрешают одному из супругов встречаться с детьми и этим калечат детей же. Короче говоря, самые близкие когда-то люди сводят свои отношения к исполнительному листу. В то время как по-настоящему воспитанные мужчина и женщина, если семья их распалась, сохраняют прежнее уважение друг к другу, любовь к детям, а следовательно, и любовь детей.
Известный исследователь проблем семьи и брака профессор Н. А. Харчев пишет: «...проблема укрепления семьи решается в сфере воспитания... В известном смысле еще до того, как она создается... Я имею в виду прежде всего развитие эмоциональной культуры – культуры чувств, вкусов, потребностей, способности к сильным переживаниям».
Как-то так повелось считать, что чаще пишут о своей неудачной, разбитой любви девушки. Однако в почте журнала оказалось много писем и от покинутых юношей.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.