С кем не бывает?

Беата Бушелева| опубликовано в номере №1401, октябрь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

А сколько проблем возникает вокруг небольшой косточки, которая присутствует в мясе, в рыбе, в птице, в маслине, во фруктах! Чтобы управиться с этим крохотным деспотом, нужно кое-что запомнить.

В мясном блюде косточка отделяется с помощью ножа и вилки и сдвигается так, чтобы не мешала есть. Нож применяют и для отделения рыбных косточек. Взгляды почтенной акулы явно устарели. Современный этикет не только допускает, но и рекомендует использование ножа для рыбы холодного копчения, специального ножа-лопаточки для отварной и жареной рыбы, особенно если она подается в целом виде.

Когда речь заходит о косточках из птицы, то мы сталкиваемся с распространенным убеждением, что птицу и дичь едят руками. Действительно, с невесомого перепелиного крылышка мы ничего не съедим иначе, как держа его за тонкую косточку рукой. Но с увесистой ножкой цыпленка вполне можно управиться при помощи ножа и вилки, если, конечно, мы не ставим своей задачей отполировать кости до блеска. Правда, этикет идет нам на уступки и разрешает в домашних условиях взять куриную или гусиную косточку в руки, лучше с помощью бумажной салфетки.

С косточками от фруктов сложнее. Из персика, абрикосов, сливы косточку, разломив или разрезав плод, удаляют руками; из арбуза — только ножом на тарелке; из груши и яблока сердцевину с косточками вырезают, держа четвертинки этих фруктов в руках; вишни, черешни, виноград, мелкие фрукты из компота отправляют в рот вместе с косточками. А потом? Потом они выталкиваются языком на ложку с тем, чтобы попали на край посуды, из которой мы ели, или на специальную приставку к тарелке. Но никогда — на стол, в пепельницу, в чужую использованную тарелку.

Целесообразность этих правил абсолютно очевидна, как, впрочем, и многих других. Котлету, омлет, вареный картофель и подобные им мягкие кушанья едим вилкой. Нож не рекомендуется просто потому, что он не нужен. В крайнем случае им можно подправить то, что кладется на вилку, но ничего не резать. От мяса, вареного или жареного, отрезаются небольшие кусочки. «Где быть ножу? — спрашивает читательница. — До или после вилки?» «До» — не получится, придется резать под вилкой, которая наклонена к тарелке, это неудобно. Значит, после, или, точнее, за вилкой, если ориентироваться от себя. Нарезать всю порцию сразу нельзя: раскромсанная отбивная выглядит неаппетитно и быстро остывает. Не стоит накладывать на тарелку несколько закусок одновременно: близкое соседство с селедкой не улучшает вкус холодца. Совершенно недопустимо подозрительно обнюхивать кушанье, а тем более после этого ставить его обратно, как иногда бывает в столовых самообслуживания, — трудно надеяться, что подобные действия усиливают аппетит окружающих.

Некоторые запреты и рекомендации этикета менее понятны. Например, бульон, поданный в чашке с одной ручкой, прямо из нее и можно пить. А если у чашки две ручки, то бульон едят ложкой. Кружочек лимона, который вы обнаружили в тарелке с рыбой или шпротами, можно выжать с помощью пальцев. А над стаканом с чаем эту процедуру ни в коем случае производить не следует. Почему? Видимо, есть объяснения. Но так ли уж они необходимы? Постараемся это просто запомнить.

В заключение остается выполнить пожелание Т. А. Котельниковой из Москвы. Она просит прокомментировать спор двух пожилых людей. Один из них утверждает, что в гостях надо оставлять в тарелке хоть маленький кусочек угощения, чтобы хозяева знали, что гость сыт. А другой говорит, что надо брать столько, сколько требуется по аппетиту, и обязательно все доедать, пусть хозяева знают, что угощение пришлось по вкусу. Истина на стороне второго. Во-первых, как утверждает пословица, «одобрение в тарелке», а во-вторых, пренебрежение к продуктам и вложенному в них труду никак не вписывается в современные понятия о хорошем тоне.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Мы предлагаем…

Навстречу XXVII съезду КПСС

Чужие

Нравственная норма

У твоего порога

Навстречу XVII съезду КПСС