Ленинский комсомол! Вот уже 50 лет мы с гордостью произносим эти два слова. А я вспоминаю время, когда комсомол еще не назывался Ленинским. Более того: комсомол не сразу стал называться комсомолом. На его первом съезде в 1918 году шла жаркая дискуссия по поводу названия. Существовавшие до съезда организации именовались по-разному. Чаще всего просто союзами молодежи, иногда социалистическими союзами рабочей молодежи «III Интернационал». И вот осенью восемнадцатого года решено было принять единое для всех организаций название. Все сходились на том, что юность революции, чей путь освещен партией большевиков, вправе называться коммунистической.
Спор шел лишь о том: быть Коммунистическому союзу молодежи или Союзу коммунистической молодежи! РКСМ или РСКМ!
Дело дошло до того, что президиум первого съезда решил просить совета у самого Ленина. Отправили в Кремль делегацию, в которую входил и мой старший соратник поэт Александр Безыменский. Вот как он рассказывал об этом. Когда один из членов делегации сообщил, что все-таки решено назвать союз Коммунистическим, Владимир Ильич спокойно сказал: « - Дело не в названии...
- Но мы оправдаем это название! - вырвалось у кого-то.
Ленин улыбнулся, слегка задумался и медленно промолвил:
- Вот тогда будет хорошо...» Молодым предстояло оправдать это звонкое, привычное ныне, вошедшее в качестве нового слова в русский (и не только в русский!) язык имя: КОМСОМОЛ.
Мы об имени своем не знали. Мы о нем гудели гудом пчел. Мы еще в семнадцатом искали Это слово «комсомол».
На окраинах Замоскворечья Цвел его грядущий ореол, Улицами Пресне шли навстречу Радостному слову: комсомол.
Не в его ль намеченной орбите Сердцем молодежи заводской Овладел в те годы красный Питер Вместе с красною Москвой?
Став в бою под ленинское знамя, Юность наших городов и сел С честью выдержала свой экзамен На созданье слова: комсомол...
Перечитывая эти строки, написанные мной в героические годы первой пятилетки, я подумал: не слишком ли громко сказано в них насчет выдержанного экзамена!
Тут пришлось мне обратиться к моему личному воспоминанию о III комсомольском съезде, на котором выступил Владимир Ильич, сказавший, что свой военно-патриотический долг перед молодой республикой комсомол выполнил, что задачу объединения своих сил для поддержки рабоче-крестьянской власти против нашествия капиталистов мы «прекрасно поняли».
Суровым экзаменом были для комсомола годы гражданской войны. И он выдержал его. Боевые подвиги комсомольцев по заслугам оценены Родиной.
Я помню далекие годы, Суровые дни и дела.
В бои и в походы
Нас партия наша вела.
Всегда с коммунистами рядом Геройскою поступью шел В военных отрядах И в мирных бригадах Советской страны комсомол, Да, и в мирные дни держала экзамен на зрелость комсомолия. Звонко воспеты первые ее герои писателями, поэтами, художниками, композиторами. Герои гигантских строек социализма: Магнитки и Днепростроя, Турксиба и Московского метро. Сталинградского тракторного и Горьковского автомобильного - кажутся мне очень похожими на героев книги Николая Островского «Как закалялась сталь». Лучшие черты Пачки Корчагина и Сережи Брузжака, Риты Устинович и Вани Жаркова вижу я и в вечно живых героях Великой Отечественной войны: Зое Космодемьянской, Саше Чекалине, Лизе Чайкиной, Олеге Кошевом, Викторе Талалихине... О таких, как они, сложены песни!
Встречали мы твердо и смело Фашистского натиска шквал. И - слава Гастелло Над нами гремела, Матросова подвиг сверкал.
С двадцать четвертого года комсомол успешно держит экзамен на право называться Ленинским.
Семнадцатый съезд ВЛКСМ собрался накануне 50-летия со дня присвоения комсомолу имени Ленина. Комсомольцы докладывали партии о том, что они, увлеченные грандиозными планами коммунистического строительства, живут и трудятся по-ленински. В своих выступлениях делегаты рассказывали о замечательных свершениях комсомола, всей советской молодежи. Но рапортов было так много, что не все они могли быть произнесенными с главной трибуны съезда.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.