Джульетты Марины Нееловой

Юлий Смелков| опубликовано в номере №1131, июль 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Тамары, Оли, Светланы, Валентины, Нины, Веры... Модные брюки, мини-юбки, потрепанные джинсы... Десятый класс, первый курс института, завод или фабрика. Девчонки семнадцати-восемнадцати лет - они работают, учатся, развлекаются, спорят и мечтают, а потом приходит день или час, весна или осень, когда все летит к черту, все на свете перестает интересовать. Кроме одного - его, единственного, любимого. Тогда они становятся Джульеттами.

Ну вот, так уж сразу и Джульеттами, скажет иной здравомыслящий солидный человек. Джульетта - это благородство, и тонкость чувств, и мужество, Джульетта - трагическая героиня. А эти... шумят, песенки распевают, отпускают ехидные словечки. В подъездах целуются... или даже на улице. В обнимку ходят. Несерьезные они какие-то совсем.

Здравомыслящий человек будет прав в том смысле, что с его точки зрения они именно так и выглядят. (Интересно, что сказал бы папа Капулетти, если бы увидел свою дочь с Ромео?)

Однако всегда ли мы выглядим так, как выглядим? На маленьких фотокарточках для документа мы чаще всего не очень на себя похожи, по ним можно идентифицировать личность, но нельзя ее понять. А в портрете (в том числе и фотографическом), сделанном мастером, - и душа, и личность, и индивидуальность: художнику дано постичь суть вещей и явлений.

Посмотрите, как играет современных восемнадцатилетних Джульетт актриса Марина Неёлова - Нину в фильме И. Авербаха по сценарию Е. Габриловича «Монолог», Светлану и Валентину в спектаклях московских театров - имени Моссовета и «Современнике» - «Турбаза» Эд. Радзинского и «Валентин и Валентина» М. Рощина (режиссеры - А. Эфрос, В. Фокин). А специально для тех, кто не может посмотреть, я задал ей вопрос:

- Как вы относитесь к своим юным героиням?

- Хороню.

- Что вам в них нравится?

- Естественность. Импульсивность, восприимчивость, свой взгляд на жизнь и на людей. Душевная открытость. То, что они молоды. И то, что разные.

Ответы были именно такими - короткими и без подробностей. Мне вообще показалось, что Марина не очень любит отвечать на вопросы, которые чаще всего задают актерам журналисты. Объясняется это не повышенной скромностью и уже тем более не высокомерием, а надеждой на то, что ее роли говорят сами за себя. И нежеланием сводить сложный и многослойный образ к короткой формулировке, к двум-трем фразам, которые якобы должны выразить его сущность. На самом же деле выражают они лишь какой-то из штампов нашего восприятия; любовь к коротким и исчерпывающим формулировкам - это проявление желания вместить нечто новое в привычные рамки.

Света Сальникова из «Турбазы», если оценивать ее в привычных категориях, - возмутитель спокойствия в масштабе общежития той текстильной фабрики, на которой она работает. Всех тормошит, всюду сует свой нос, дерзит, устраивает сложные интриги. Ее считают девицей сомнительной нравственности и хулиганкой, а на самом деле это существо чистое, нежное и искреннее. В свое время Александр Володин написал очень похожую «фабричную девчонку» Женьку Шульженко, потом Алексей Арбузов - Вальку в «Иркутской истории», потом характер перекочевывал из пьесы в пьесу, из книги в книгу. Если бы Неёлова продемонстрировала еще одну вариацию на эту тему, было бы неинтересно.

Но Света Сальникова - из иного поколения, из поколения нынешних восемнадцатилетиих. И ее предшественницы по сравнению с ней кажутся рохлями, тихонями и флегматичными личностями. В этой девчонке - энергия реактивного снаряда и поражающая, восхищающая внутренняя свобода. Сила, несущая ее по жизни, в ней самой. За ней иногда просто трудно уследить - метнулась куда-то, взлетела по лестнице, спрыгнула вниз, набросилась на кого-то, простучала кулачками по чьей-то спине, мелькнула, и вот ее уже, кажется, нет, а она опять здесь. Пластический рисунок роли может показаться излишне резким, невыдержанным, но нет, в нем-то и проявляется характер, личность, вот это самое ощущение внутренней свободы, раскованности, неистраченных сил: нужно идти - она бежит, шагнуть - прыгает, сказать - кричит.

С точки зрения взрослого, положительного человека, такая Света - разболтанная и безответственная девица. Но в игре Неёловой эта точка зрения, так сказать, учтена: да, она может показаться такой, но на самом-то деле ей просто пока некуда девать свою энергию, жажду жизни. Работа и все прочее - ей этого мало, разве вы не видите?

И вдруг - тишина, и перед нами робеющая, застенчивая и очень женственная Света. Она полюбила и сказала об этом (неудобно говорить первой? Ну, вы сами понимаете, что такие условности не для нее), она с человеком, которого полюбила. Нет, смерчи и ураганы, бушующие в ней, не утихли, не исчезли, просто теперь все это будет по-другому проявляться. Великая вещь - контраст, если он мотивирован и оправдан, если актер умеет им пользоваться. Неёлова умеет, в ее игре - сочетание непосредственности, индивидуальности и точного расчета. Внутренний мир ее героинь открыт и ясен нам, зрителям, но эта ясность - не от простоты, а от сложности: мы видим не только то, как хорошо к ним относится актриса, но и то, сколь они душевно богаты, как щедро одарены природой. Они талантливы - не в каком-то профессиональном, а в человеческом смысле. И любят открыто, щедро, чисто и талантливо.

Легкомыслие? О, нет... легкомыслие ничему не придает значения, легкомысленный человек вполне обходится без всевозможных жизненных драм. Девчонкам, которых играет Неёлова, иногда приходится притворяться легкомысленными - это у них плохо получается: натура не позволяет. Вот Валентина (из пьесы М. Рощина) весело впорхнула в дом, на ходу бросила родителям «привет», на вопрос «где так долго была?» небрежно ответила, что на коллоквиуме, а потом в библиотеке. Соврала - была она со своим Валей, Валентином. Почему соврала? Потому что знает: сейчас ей будут объяснять, что еще рано влюбляться, что он ей не пара и что идти по улице, обнявшись, возмутительно и безнравственно. Но она-то знает, что не безнравственно, что она любит, любит, любит Валентина. И неумело пытается соврать, чтобы избежать этих разговоров.

Избежать не удается, и мы видим, во что это ей обходится - каждое слово, продиктованное непониманием, неумением в ней разобраться, ранит ее, причиняет почти физическую боль. У этой девчонки при всей ее небрежно-современной манере поведения - тончайшая душевная организация, с ней надо бы поосторожнее, можно и сломать, искалечить. Маме, твердо уверенной, что она лучше Валентины разбирается в Валентининых чувствах, это непонятно - понятно нам, зрителям. (Снова точный расчет, мастерство, умение выстроить роль - а ведь это дебют, Светлана и Валентина - первые роли Неёловой в театре, после института она работала в кино, где роль рождается не целиком, не сразу, а снимается по эпизодам, но кусочкам.) Мы еще видели то, чего мама не видела, - Валентину вдвоем с Валентином, девушку, счастливую тем, что любит и любима. Чуть запрокинутое лицо, полузакрытые глаза... самые высокие минуты в ее жизни, когда весь мир - в человеке, которого любишь... Так, именно так было и у Джульетты - только ей Шекспир написал прекрасные монологи, а у Валентины - простые, немножко смешные и наивные слова. Но не в словах дело, сила любви - вот в чем суть, вот чем они равны. (Монологи Джульетты можно произнести так, что ее отношение к Ромео покажется не очень нравственным).

Их надо понять, этих нынешних Джульетт, им надо поверить. Но даже понимание не всегда помогает, не спасает от беды. Нину из «Монолога» отлично понимает самый близкий ей человек - дед: он знает, что иногда не надо лезть внучке в душу, даже с самыми добрыми намерениями. Правда, он тревожится за нее, но старается не показывать вида.

Тревога его не напрасна - «он» разлюбил Нину, бросил, а вернее всего, что и не любил всерьез. Так ли уж страшно это той умной, спокойной, ироничной девушке, которую мы видели в предыдущих эпизодах? Может быть, она из тех, про кого говорят, что они ничего не воспринимают всерьез?

На экране - лицо, искаженное болью, залитое слезами. Не горе, не беда - катастрофа. Мир рухнул, нет точки опоры, самый близкий человек ничем не может помочь - так это сыграно актрисой.

Эпизод потрясает силой и открытостью переживания, душевной обнаженностью. Но он может служить и мерилом мастерства Неёловой - позволить себе такое в кино, на крупном плане может актриса, не только абсолютно искренняя, но и абсолютно профессиональная, умеющая не только пережить, но и выразить...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены