Я перечитала. Вот цитата:
«Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом».
Я подумала, что Ленин видел главное в научной организации труда — нового человека, человека подлинно образованного и думающего. И Петру Огаркову, видно, тоже хотелось стать именно таким человеком. И учился он не просто на юриста, скорее на человека, каким себе его представлял. Не спрашивая, я уже знала, что он хороший рационализатор и рьяный общественник (так оно и оказалось). И это лишний раз подтверждало, что движение рационализаторов, как любое творческое начало, ценно именно тем, что будит в человеке самое хорошее — самосознание, коллективизм, чувство ответственности. Впрочем, два с половиной миллиона рублей (прошлогодняя экономия от рационализаторства) под ногами тоже не валяются.
«КАК НАПРАВЛЯЕТСЯ НА ЗАВОДЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ?» ЭТОТ ВОПРОС Я ПРЕДЛОЖИЛА ЗАМЕСТИТЕЛЮ СЕКРЕТАРЯ КОМИТЕТА ВЛКСМ «УРАЛМАША» ЛЕВЕ ЧИБИЗОВУ.
— Система в общем известная и вполне апробированная,— ответил Лева.— Существуют ВОИР, отдел изобретательства, цеховые инженеры по рационализации. К ним подключены общественные конструкторские бюро, бюро экономического анализа, технической информации. Заводской совет ОКБ вот уже три года возглавляет старший инженер отдела изобретательства Валентин Норицын, член бюро нашего комитета. Так что связь комитета с работой ОКБ самая непосредственная, я уж не говорю о том, что большинство конструкторов-общественников — комсомольцы. Общественные бюро ежегодно проводят конкурсы-смотры на лучшую работу.
Чтобы не расплескать творческие усилия молодых новаторов, не пропустить искры энтузиазма, нужен был мощный рычаг, многократно усиливающий действенность отделов изобретательства. Рычаг творчества, единственно способный перевернуть мир. И его придумали здесь, на «Уралмаше», девять лет назад.
Работает в сталефасонном цехе пожилой технолог Иван Петрович Литвинов, заслуженный рационализатор республики. На Урал он приехал в 1931 году, в том самом эшелоне, что привез из Поволжья комсомольцев,— учиться для строящегося «Уралмаша». Иван Литвинов одним из первых вошел в только что отстроенные цеха. А в тридцать пятом он создал здесь первую комсомольско-молодежную
бригаду — ковать пятилетку. В сорок втором Литвинов вместе с товарищем вложил в фонд обороны 2 миллиона рублей, усовершенствовав отливку башни «Т-34». И когда уже много лет спустя, после войны, Литвинов взял техническое шефство над молодежными бригадами цеха, это было встречено с энтузиазмом: Иван Петрович научит делу. Однако никто не догадывался тогда, что вскоре идея технического шефства даст буйные ростки, которые прорежутся по всей стране. В 1959 году вместе с комсоргом цеха Петей Гуляевым Литвинов организовал первое в стране ОКБ. Сейчас на «Уралмаше» 52 таких бюро, в них 777 человек — целая армия. Тогда, девять лет назад, конструкторов-общественников была горстка, но сделали они немало. Недаром их первый лицевой счет хранится в Москве, в Музее Революции.
— В том, что на заводе сейчас около полутора тысяч рационализаторов (308 из них молодые),— сказал мне Валентин Норицын,— в том, что экономия от рационализации только за первый квартал этого года составила 614,9 тысячи рублей,— немалая заслуга ОКБ. Но все-таки цифры эти, хоть и внушительные, явно недостаточны для такого завода, как «Уралмаш». В самом деле, что такое 308 молодых новаторов на многотысячный коллектив? Капля в море, единицы на цех. Недавно я был на лекции по социологии. Там приводились такие цифры: средний возраст рационализаторов по ряду уральских заводов — 42 года, средний уровень их образования — около семи классов. Конечно, техническое творчество молодежи сковывают и тяжелые квартирные условия, и маленькие детишки, и учеба, и, наконец, ограниченный производственный опыт. Но ведь есть немало и таких помех, которые можно устранить. Если бы труд рационализаторов оплачивался лучше, если бы им предоставлялись какие-то льготы, например, дополнительные дни отпуска, энтузиазм резко бы возрос. И еще — до сих пор руководители многих предприятий не считают рационализаторство основным производственным показателем наряду с себестоимостью или производительностью труда. Да и комсомол далеко не всегда включает в свои обязательства и отчеты вопросы технического творчества. Мне кажется, в каждом техническом вузе надо читать факультативный курс по организации изобретательства и рационализации — наши молодые специалисты, как правило, невежды в этом деле.
ПОСЛЕ РАЗГОВОРА С НОРИЦЫНЫМ Я ОБРАТИЛАСЬ К ВЫСОКОМУ ЗАВОДСКОМУ АВТОРИТЕТУ, ДОКТОРУ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК, ЛАУРЕАТУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ Г. Л. ХИМИЧУ, ГЛАВНОМУ КОНСТРУКТОРУ ПРОКАТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ.
— Георгий Лукич, вы давно работаете на заводе. Сильно ли заметны изменения в молодых рабочих?
— Разумеется. Резко вырос уровень образования: в среднем на человека, если так можно считать, приходится по восемь с гаком классов. Это солидно.
Однако чего-то мы в наших молодых не доделываем. Сильно в них «самоотчуждение в труде», как сказали бы философы. А проще говоря, не могут они смотреть еще на труд, на производство как на личное, свое, кровное. Мое — это за воротами завода. Недаром их туда так тянет: из рабочих, что ушли с завода в прошлом году, три четверти составляют молодые. Неинтересно, видно, им. Здесь нужна сложная и тонкая психологическая работа.
— Не поможет ли экономическая реформа преодолеть барьер «самоотчуждения», сблизить «мое» и «наше»?
— Конечно. Если она проводится смело, до конца, с полным доверием к работникам любого ранга, со щедрым расковыванием инициативы и презрением ко всякой инерции. Здесь тоже есть психологические барьеры, которые еще надо преодолевать.
— Является ли рационализаторство серьезным фактором в техническом прогрессе предприятия?
— Да, если творчество рационализаторов умело направляется «сверху». Я имею в виду постановку перед новаторами крупных задач и объяснения стратегии всего предприятия в целом. Кустарничество никогда не приносит обильных плодов. Самодеятельность одиночек на нынешнем уровне производства бессмысленна.
Серьезное техническое решение сейчас под силу только коллективу. У нас, конструкторов, все значительно проще. Сделали вот новую, нужную машину. Но габариты у нее явно непозволительные. Я собрал конструкторов, повел в цех. Смотрите, говорю, и думайте. За три месяца набросали полсотни идей. И машина стала втрое меньше. Один ум хорошо, а сто, по нынешним временам, лучше.
— Считаете ли вы, что рост образования пропорционален творческой отдаче?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Фантастический роман. Продолжение. Начало см. №№ 11, 12.