В этом году исполнилось 850 лет существования Рязани. После слова « Москва» немного есть слов, которыми мы, современники, с трепетом прикасаемся к прошлому России. И если « Рязань» - одно из них, то потому, что оно тесно связано с героической историей русского народа.
Страж древней Руси на юго-востоке, Рязань в течение нескольких веков вела упорную борьбу с набегами кочевников. В 1150 году рязанцы побили половцев на реке Великой Бороне, в 1199 году прогнали их к берегам моря и прошли вдоль всей придонской степи. Однако набеги кочевников не прекращались. Завидев густое облако пыли или отдалённое зарево пожара, народ спешил собрать свои семейства и стада, захватывал то, что можно было унести с собой, и, если успевал, опасался в соседние леса. Хижины доставались в жертву огню, неубранная жатва исчезала под копытами вражеских коней...
Рязань приняла на себя и первый удар полчищ Батыя, принесших русскому народу неисчислимые беды и страдания. Живым откликом на события татарского нашествия является незаурядная воинская повесть «О приходе Батыя на Рязань» .
В начале зимы 1237 года орды Батыя из страны волжских болгар направились к юго-западу, прошли сквозь мордовские « дебри» И расположились станом на реке Ояузе (приток Суры). Шумели несметные толпы завоевателей. Ревели верблюды, дымы костров поднимались к небу столбами. Отсюда Батый отправил к рязанским князьям послов. Посольство чингисханова внука Батыя - «жена-чародейница и с нею два мужа, лицом жёлты, одеты в верблюжьи шкуры, потребовали десятого во всём, десятого в князьях, десятого в людях, в конях, в бурых, в рыжих, в пегих».
Летописи сохранили нам прекрасный, мужественный ответ рязанских князей: «Коли нас не будет, то всё ваше будет». Ответ тем более замечательный, что помощи было ждать неоткуда.
Князь Рязанский Юрий Игоревич и его родичи, державшие столы в городах Рязанской земли, решили защищаться. Они послали гонцов к великому князю Владимирскому и к князю Черниговскому, а сами тем временем соединили свои дружины и в чаянии помощи направились к берегам реки Воронеж. Были предприняты также и дипломатические шаги. Желая выиграть время, князь Юрий послал к Батыю торжественное посольство со своим сыном Фёдором во главе. Посольство везло Батыю богатые дары и должно было просить его «не воевать Рязанскую землю». Посольство успеха не имело. Фёдор погиб в татарском стане. Не ЯВЛЯЛИСЬ И помощь.
Татарские орды хлынули на Рязанскую землю... Пять дней и пять ночей стояли рязанцы на стенах своего города, «не переменяясь и не выпуская из рук оружия». На шестой день Батый приказал начать общий приступ. Город был взят, разграблен и сожжён, а все защитники его и обитатели, в том числе князь Юрий, убиты.
Не только сама Рязань, но и многие города Рязанской земли, не говоря уже о сёлах, были стёрты с лица земли. Батый напал на Рязань в 30-х годах XIII века, но ещё в конце XIV века путешественники видели развалины городов Белгорода, Ижеславца, Борисово-Глебова и других.
Мстителем за все обиды и поругания, нанесённые Батыем Рязанской земле, выступает эпический богатырь Евпатий Коловрат. В то время он находился вместе с одним из рязанских князей на Черниговщине. Едва доходит до него страшная весть о нашествии татар, Евпатий Коловрат спешит в родные места, но застаёт только пепелища и непохороненные трупы.
Жажда мести охватывает его. Уцелевшие рязанцы, возвращавшиеся из лесов, вступали в рать Коловрата. Собрав 1700 ратников, Коловрат начинает войну, которую позже назвали партизанской.
Нашествие Батыя на Рязань было наиболее опустошительным, но далеко не последним столкновением с татарами. Рязанцам ещё не раз доставалось от них за дружбу с Москвой. В 1377 году Рязанская земля испытывает набег татарского царевича Арапши, и даже спустя два года после Куликовской битвы Рязань страдает от нашествия Тохтамыша.
Много испытаний выпало на долю Рязани, но они не сломили героический дух народа, жившего на её земле.
Отсюда вышли братья Прокопий и Захар Ляпуновы.
Сиживал на воеводстве в Рязанской земле, в Зарайске князь Дмитрий Пожарский. Ещё до великого ратного подвига своего не раз показывал Пожарский верность отчизне. Был час, когда в Зарайск к князю Пожарскому прибыли послы от присоединившихся к тушинскому самозванцу Коломны и Каширы. Многие жители Зарайска требовали, чтобы он присягнул самозванцу. Но ни угрозы, ни козни предателей не могли его поколебать. « Умру, но не изменю отчизне!» - ответил Пожарский. И сдержал своё слово.
Много замечательных деятелей науки и искусства, которыми гордятся наша страна и весь цивилизованный мир, называют Рязань своей родиной. Рязанская земля дала миру физиолога Павлова, преобразователя природы Мичурина, изобретателя ракетоплана Циолковского, создателя новой науки - аэродинамики - Чаплыгина, неутомимого географа Семёнова-Тяньшанского, исследователя Аляски Загоскина, гравера Пожалостина скульптора Голубкину, писателя Новикова-Прибоя. Автор музыки советского гимна профессор Александров и певец Александр Пирогов с гордостью считают себя рязанцами и не теряют связи с родными местами.
Не знает рязанская природа каких-нибудь особенных, невиданных красок. Такие же растут тут полевые цветы, как и всюду в России, так же поют летом жаворонки, а зимой свистит снежная вьюга. Но именно здесь появилась чудесная лирика Сергея Есенина, и в селе Константинове живёт ещё мать поэта, которой он посвятил лучшие свои творения.
Поздней осенью 1941 года, как и в глубокой древности, рязанская земля снова узнала нашествие врага. Передовые немецкие аванпосты были в нескольких десятках километров от Рязани. Но жизнь - скромная, трудовая, героическая - шла в городе своим чередом.
Восемьдесят восемь Героев Советского Союза дала рязанская земля, и каждым из них гордится город.
За годы войны Рязань удвоила продукцию своих фабрик и заводов.
Рязанская земля принадлежала к отсталым, аграрным районам царской России. Сейчас в Рязанской области работают 84 машинно-тракторных станции с тысячами тракторов, множеством комбайнов. Было время, когда рязанцу не хватало хлеба на круглый год. Сейчас область сама поставляет хлеб стране. И уже не ржицей славится теперь Рязань, а пшеницей, рысаками, продуктивным молочным скотом.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.