Рукопись правил Горький

К Алтайский| опубликовано в номере №268, апрель 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

У Тищенко было:

«Кряхтя от натуги, вдвоем они пытаются поставить Кузьму Фомича на ноги, но размякшее тело тезки потеряло устойчивость. Износа через губы на щетинистый подбородок текут сопли».

Последнюю фразу Горький переделал так:

«Через губы на щетинистый подбородок текут слюни».

Кузьму Фомича только что стошнило. Вполне естественно, что текут у него именно слюни.

У Тищенко написано:

«Петрович скрюченными пальцами, словно клещами, впивается в тезкины плечи, судорожно трясет его безучастное, как труп, тело».

Горький исправил:

«Петрович скрюченными пальцами, словно клещами, впивается в тезкины плечи, судорожно трясет его тело, мягкое, как тесто».

Во всех этих случаях Горький выступает против натуралистических излишеств, против маломотивированных подробностей. И чтобы подчеркнуть достаточно отвратительное впечатление, которое производит пьяный Кузьма Фомич, Горький переделывает фразу:

« - Разморило его, пьян мертвецки» (Тищенко).

« - Разморило его, пьян мертвецки, - брезгливо говорит Митька» (Горький).

Это «брезгливо» передает впечатление Петровича и Митьки сильнее, нежели густо натуралистические подробности. После замечаний Горького Тищенко улучшил рассказ.

Прочитав повесть «Юлька» другого молодого автора - Олесова, Горький подвергает ее правке.

Автор начинает повесть так:

«Рослый милиционер грузно ступал вслед за маленькой, невзрачной Юлькой. На ней синее выцветшее пальто, красный берет, побуревший от грязи, на ногах желтые стоптанные туфли; под глазами мелкие морщинки и челка волос на высоком выпуклом лбу».

Горький пробует править этот отрывок.

Вместо «грузно ступал» появляется «тяжело шагал», вместо «Юлькой» - «девочкой», морщинки получают определение «похмельные», а волосы - «грязные». Но, еще раз прочтя всю страницу, Горький убеждается, что отрывок не нужен и ставит сбоку:

«Лишнее».

У автора:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Пятнадцать раундов

Матч на первенство Европы по боксу