У Тищенко было:
«Кряхтя от натуги, вдвоем они пытаются поставить Кузьму Фомича на ноги, но размякшее тело тезки потеряло устойчивость. Износа через губы на щетинистый подбородок текут сопли».
Последнюю фразу Горький переделал так:
«Через губы на щетинистый подбородок текут слюни».
Кузьму Фомича только что стошнило. Вполне естественно, что текут у него именно слюни.
У Тищенко написано:
«Петрович скрюченными пальцами, словно клещами, впивается в тезкины плечи, судорожно трясет его безучастное, как труп, тело».
Горький исправил:
«Петрович скрюченными пальцами, словно клещами, впивается в тезкины плечи, судорожно трясет его тело, мягкое, как тесто».
Во всех этих случаях Горький выступает против натуралистических излишеств, против маломотивированных подробностей. И чтобы подчеркнуть достаточно отвратительное впечатление, которое производит пьяный Кузьма Фомич, Горький переделывает фразу:
« - Разморило его, пьян мертвецки» (Тищенко).
« - Разморило его, пьян мертвецки, - брезгливо говорит Митька» (Горький).
Это «брезгливо» передает впечатление Петровича и Митьки сильнее, нежели густо натуралистические подробности. После замечаний Горького Тищенко улучшил рассказ.
Прочитав повесть «Юлька» другого молодого автора - Олесова, Горький подвергает ее правке.
Автор начинает повесть так:
«Рослый милиционер грузно ступал вслед за маленькой, невзрачной Юлькой. На ней синее выцветшее пальто, красный берет, побуревший от грязи, на ногах желтые стоптанные туфли; под глазами мелкие морщинки и челка волос на высоком выпуклом лбу».
Горький пробует править этот отрывок.
Вместо «грузно ступал» появляется «тяжело шагал», вместо «Юлькой» - «девочкой», морщинки получают определение «похмельные», а волосы - «грязные». Но, еще раз прочтя всю страницу, Горький убеждается, что отрывок не нужен и ставит сбоку:
«Лишнее».
У автора:
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.
Матч на первенство Европы по боксу