Рождение чистого листа

Анатолий Олйников| опубликовано в номере №1188, ноябрь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вот пример – Николай Плюснин, старший машинист бумагоделательной машины Соликамского комбината. Произошел с ним в свое время такой случай. Его друг работал в Майкопе на целлюлозно-картонном производстве. И вот начал он Плюснина звать к себе. Приезжай да приезжай, что ты там засиделся на своем Урале. Решился Николай, поехал. А через несколько месяцев получают в Соликамске письмо: отзовите скорее Плюснина обратно, пока он здесь не заболел от тоски по прежней работе. Плюснин-то скоростник, а в Майкопе тихоходные картоноделательные машины. Директор шлет телеграмму в Майкоп: забудь все, возвращайся. Николай вернулся и ровно через год за достижение наивысших производственных показателей был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Вот что значит по-настоящему любить свое – очень нелегкое дело. Рассказывают, и я этому верю, что Плюснин может ночью проснуться от ощущения, что с его машиной творится что-то неладное. Спешит на комбинат – и точно, на машине неполадки.

Н. БЕЛОУСОВ. Ну, это талант, исключительный случай.

Л. БЕЛЯКОВ. А кто же станет спорить, конечно, талант. Но и опыт. Высокий профессионализм. Доскональное знание машины. Технический прогресс – он многое дает, но и многого требует. Вы сами прекрасно знаете, что значит не сориентироваться мгновенно при наших скоростях, если случится обрыв бумажного полотна, промедлить секунду-другую. В таких ситуациях выручает только опыт. А для накопления опыта нужно время. Вот почему так важно, чтобы на комбинате был стабильный, неменяющийся коллектив, и комитет комсомола делает очень нужное дело, поддерживая связь со школой, пытаясь привить подросткам профессиональный интерес к бумажному производству, да и вообще к рабочим профессиям.

Н. БЕЛОУСОВ. Отношения со школой у нас хорошо налажены, и комбинатовские комсомольцы много полезного делают для своих подшефных. Наша бригада в свое время взяла шефство над самым отстающим, недисциплинированным классом, а теперь он у нас – правофланговый. В походы с ребятами ходим. Устроили им даже нелегальную экскурсию на машину.

Л. БЕЛЯКОВ. Почему нелегальную?

Н. БЕЛОУСОВ. По правилам посещение комбината позволяется только после восьмого класса. А наши – шестиклассники. Но мы для своих решили сделать исключение.

Л. БЕЛЯКОВ. Ну и как, машина на ребят произвела впечатление?

Н. БЕЛОУСОВ. Конечно, ходили с открытыми ртами. Я вообще заметил, что бумагоделательное производство поражает всех, кто с ним впервые сталкивается, даже взрослых. Бумага – само олицетворение непрочности, и вдруг гигантские, высотой с двухэтажный дом машины, огромные скорости. Все это впечатляет.

Л. БЕЛЯКОВ. Знаете, что я посоветовал бы комитету комсомола: проведите в школе «урок бережливости». Посмотрите, сколько учеников перешло, скажем, из шестых классов в седьмые и сколько учебников они оставили своим преемникам в нормальном, непотрепанном виде. Приглядитесь, как они относятся к тетрадям. Ведь зачастую испорчен один лист, а целая тетрадь летит в корзинку для мусора. Объясните, что из-за неряшливого отношения к учебникам государство ежегодно тратит на их переиздание тысячи тонн бумаги, которая могла бы пойти на художественную литературу, что в каждой книге, каждой тетради аккумулирован труд сотен людей. Пусть пионерская и комсомольская организации школы объявят поход за бережное отношение к учебникам. Проведите такой урок, и вы сделаете очень полезное, нужное дело. Это будет интересно и с точки зрения знакомства школьников с нашей профессией.

Кстати, вы знаете, какой лозунг висел в цехах Балахнинского комбината в годы войны, единственного тогда предприятия, вырабатывавшего газетную бумагу?

«Рулоны бумаги – те же снаряды! Помни, товарищ, что:

одна тонна бумаги – это один миллион советских листовок во вражеский тыл;

одна тонна бумаги – это 125 тысяч экземпляров наших брошюр с правдивым, большевистским словом, обращенным к войскам противника;

одна тонна бумаги – это 125 тысяч экземпляров газет для воинов нашей славной Красной Армии».

Вот как стоял вопрос. А бумагу эту делали сверстники ваших подшефных школьников. Евгений Власов, старший машинист Балахнинского комбината, в 15 лет был бригадиром, отвечал за всю машину.

Н. БЕЛОУСОВ. Спасибо за хорошую идею, Леонид Иванович, постараемся организовать такой урок вместе с педагогами школы. Пригласим ветеранов производства, вас пригласим обязательно. Пусть ребята учатся ценить труд через бережное отношение к окружающим их вещам.

И вот еще о чем я сейчас подумал: работаю на комбинате не первый год, а истории предприятия толком не знаю, как, видимо, и большинство рабочих моего поколения. При поступлении на работу новичков никто с ней не знакомит. А ведь люди приходят в коллектив, у которого есть свои традиции, свои памятные даты, события, достижения. Хорошо бы каждому при оформлении на работу, особенно молодому рабочему, который впервые получает трудовую книжку, вручать памятку с краткой историей комбината, с основными историческими вехами. Уверен, что на многих предприятиях это делается.

Л. БЕЛЯКОВ. Этот упрек вы, как член комитета комсомола, должны адресовать прежде всего самому себе. Почему бы комсомолу не взять это важное дело под свой контроль? Проявите инициативу. Если потребуются материальные затраты, администрация вас поддержит, как и в любом хорошем начинании. На комбинате есть музей, активизируйте его работу. Для молодого рабочего, несомненно, очень важен авторитет предприятия, с которым он решил связать свою судьбу, а авторитет завода, комбината, фабрики начинается с их истории. Связь поколений неразрывна. Это еще раз доказывается развернувшимся у нас соревнованием «60-летию Октября – 60 ударных недель».

Н. БЕЛОУСОВ. Конечно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены