Изучение читательских интересов и библиотечной статистики показывает, что молодежь с особой настойчивостью требует так называемые приключенческие романы. «Молодая Гвардия», Госиздат, «Земля и Фабрика» и другие издательства, учитывая эти требования, выпустили за последние годы ряд изданий и переизданий подобных романов. Чтобы ориентировать в потоке этой литературы, Редакция поместит ряд обзоров этой литературы.
ВПЕРВЫЕ намеки на «роман приключений» появляются в XII столетии, но с наибольшей полнотой и блеском этот жанр (род) литературы развился только в XIX веке.
Творчество художника (писателя) определяется не его «головой», а жизнью, действительностью, которая его окружает и частью которого является сам художник. Какова же была «действительность» XIX века? К этому времени заканчивается промышленная революция, а в некоторых странах и политическая: буржуазия приходит к власти. Когда - то крупнейшие и сильнейшие государства: Португалия, Голландия, Испания, теряют свое значение. На первый план выдвигаются Россия, Англия и Франция. В двух последних капитализм развивается в XIX веке уже настолько, что ему тесно в пределах своей страны, он нуждается в дополнительных внешних рынках и дешевых источниках сырья. Начинается борьба за раздел мира. Так как в Европе уже нечего «завоевывать», поиски обращаются в сторону Азии и Африки: между «великими» державами разыгрывается ожесточенная борьба за колонии. Путешествия и открытия перемежаются с колониальными войнами. Все внимание Европы обращено в сторону новых земель и их богатств, с энтузиазмом следят за каждым шагом в их завоевании и покорении. Литература отражает общественное настроение и «а свет появляется, - сразу приобретая громадный успех, - новый литературный жанр - экзотический, главным образом, колониальный роман приключений.
Писателем, которому выпала честь быть первым создателем этого романа, оказался американец Джемс Фенимор Купер (1789 - 1851). Его отец был тоже незаурядным человеком: квакер (квакеры - религиозная секта), член американского конгресса (законодательного собрания), судья и богатый землевладелец, он основал на берегу озера Отсего поселок, названный по его имени Куперстоун. В этом поселке, в глуши, среди дикой природы прошло детство знаменитого писателя. Когда ребенок подрос, его отдали в школу, но ученье ему не улыбалось: за лень и шалости Купера вскоре исключили из школы. Нельзя сказать, что эта неприятность огорчила юного Купера: он воспользовался ею, чтобы осуществить давнюю мечту - уйти во флот. Родители отдали его на коммерческое судно, где он и проплавал три года простым матросом. Затем Купер женился на француженке и вернулся к тихой жизни в своем поместья.
Писать Купер начал случайно. Читая однажды своей жене один из скучнейших английских романов того времени, он заявил, что мог бы написать лучше. Решение его было твердо и он написал свой первый роман из английской жизни «Осторожность». Роман оказался плохим, но Купер решил доказать свое и написал второй, - уже из американского, а не английского быта, - «Шпион», сразу обративший на него внимание критики. «Шпион» уже имел в себе все основные черты приключенческого романа. Поощренный успехом, Купер стал глубже разрабатывать местные сюжеты и через полгода дал «Пионеров» - роман, принесший ему мировую известность. В нем впервые изображен «Кожаный Чулок», он же «Соколиный Глаз» - охотник и траппер Петти Бемпо. Позже Купер пишет еще четыре повести о Кожаном Чулке, охватывая в них историю колонизации Америки почти за 100 лет. Этот цикл из пяти книг («Зверобой», «Последний из Могикан», «Следопыт», «Пионеры» и «Прерия») является лучшим и наиболее интересным для нас произведением Купера. Из этого цикла взяты и «Прерии» (заключавший серию роман), изданные «Молодой Гвардией». «Прерия» - вполне характерный для Купера, роман из этих пяти. Прелестная в своей дикости жизнь степей, грубый быт скваттеров (американцев - переселенцев), отнимающих страну у ее законных владельцев, бесстрашные охотники, свободные и колоритные индейские племена, - все это есть в «Прерии». Роман живой и занимательный, хотя дух его нам все - таки чужд. Симпатии Купера отданы колонистам: он идеализирует их, но не может и не хочет понять борьбу туземцев - индейцев, отстаивающих свою свободу, - нынешний же читатель будет сочувствовать угнетаемым, а никак не угнетателям.
Преемники Купера - писатели Майн - Рид и Густав Эмар (один из романов последнего «Молодая Гвардия», предполагает издать), впоследствии дополнят и уточнят картину истребления индейцев; сам же Купер на старости лет переходит к описанию морской жизни («Красный пират)», «Два адмирала» и др.), - где кладет начало еще одному виду романа - морскому роману. Довести морской роман до расцвета Куперу уже не пришлось; это сделал английский морской офицер Фредерик Марриет (1792 - 1848), более известный под именем капитана Марриета.
В отличие от большинства последующих романистов, писавших по книгам и понаслышке, Марриет на своей шкуре испытал то, о чем он рассказывает. Он прошел суровую морскую школу от юнги до капитана фрегата. Море влекло его с детства: трижды бежал он из родительского дома, и трижды беглеца возвращали назад. Только на пятнадцатом году ему, удалось добиться своего. Блестящее знание морской жизни и страстная любовь к морю чувствуются на каждой странице его повестей и романов; именно это и создает их привлекательность.
Молодому читателю романы Марриета придутся по сердцу еще и потому, что их герои - его, читателя, ровесники, увлекающиеся, отважные, пылкие юноши, со своими достоинствами и недостатками этого счастливого возраста («с небольшим аппетитом к учению», как, например, мистер Изи, - но «с прекрасным аппетитом к обеду»). Конечно, Марриет не откроет читателю глаз на истинное положение вещей в британском флоте, которое не многим отличалось от порядков на каторге; он предпочитает расписывать его привлекательные стороны и избегать дурных, - но в этой беде может помочь хорошее предисловие.
«Молодая Гвардия» издала два романа Марриета: один из лучших «Мичман Изи», и один из средних «Маленький дикарь».
После Марриета роман приключений в Англии утихает надолго; только во второй половине века его обновляют блестящие дарования Стивенсона и Хаггар - да. Пока же пальма первенства в этой области переходит к Франции. Во Франции загорается звезда Жюль Верна, непревзойденного мастера научно - приключенческого романа. Вместе с ним идут «младшие богатыри» приключенческой литературы - Л. Буссенар, о котором речь впереди, Л. Жаколлио и др. Л, Жаколлио представлен, в издании «Молодой Гвардии», переделкой двух его романов, соединенных «Молодой Гвардией» в один: «Берег черного дерева и слоновой кости».
Луи Жаколлио (1837 - 1890) более подходит к нашей эпохе и по времени и по настроениям: в нем гораздо сильнее дух возмущения и протеста, нежели у его предшественников. Предлагаемый роман дает этому хороший пример: представители французских колониальных властей изображены в очень неприглядном, зато соответствующем истине свете - пьяницами, ворами, взяточниками, негодяями.
Близко к Жаколлио стоит итальянский писатель Эмилио Сальгари. Оба они отличаются, скажем, от Купера, тем, что тогда как последний писал для взрослого читателя, и только время превратило его в писателя для юношества, Жаколлио, Буссенар и Сальгари с самого начала определились как авторы романов для молодежи.
Одним из следствий этого является у них, например, отсутствие любовной интриги, которой насыщены хотя бы те же «Прерии».
Сальгари, например, эта интрига не нужна: без нее внимание читателя держится в напряжении. Приключение следует за приключением, одно опаснее другого, что, конечно, не мешает им, подобно американским фильмам, благополучно закончиться на предпоследней, странице, где торжествует добродетель и наказан порок.
Романы Сальгари имеют еще ту хорошую сторону, что в них, между делом, вкраплены многочисленные исторические и естественно - исторические сведения. Из - «Ловцов трепангов» читатель узнает кое - что и о трепангах, и о голотуриях, и о кораллах, и о многом другом, не менее интересном для молодежи. Это вовсе не так бесполезно, как кажется. Кому какое дело, спрашивается, до трепангов? Однако, тот же трепанг водится не только в Австралии, но и у нас, в СССР, на Дальнем Востоке. Особенно много его, кстати сказать, во Владивостоке, - который по-китайски так и называется: город великого трепанга, - и где трепанговые промысла дают значительный доход. Приходиться пожалеть, что издательство не снабдило книгу примечаниями или вступительной статьей; от этого книга, разумеется, многое бы выиграла.
Здесь романы приключений близко подходят к научно - приключенческому роману, которым мы и займемся в следующей статье.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.