С директором Днепропетровского агрегатного завода Николаем Александровичем Вахрушевым беседует специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешаков
Днепропетровскому агрегатному заводу не занимать известности. В первом году пятилетки коллектив завода превысил плановое задание по росту производительности труда, а во втором сумел поднять ее еще на 10,5 процента. Здесь значительно снизилась текучесть кадров, достигнуты неплохие экономические показатели. Сейчас агрегатный отгружает готовую продукцию потребителю с завидной ритмичностью: по 33 процента месячной реализации в первой и второй декадах, 34 процента — в третьей. Для предприятий, где не изжиты авралы, ритм 33 — 33 — 34 представляется формулой истинного благоденствия.
Три года назад комсомольцы и молодежь агрегатного выступили инициаторами движения за повышение производительности труда под девизом: «Сегодня — рубеж новатора, завтра — комсомольская норма». Три года — срок не маленький для того, чтобы не только проверить жизненность начинания, но и понять, какова экономическая эффективность соревнования, насколько грамотной и продуманной оказалась его формула. Почин агрегатного был поддержан сначала соседями — заводами Красногвардейского района Днепропетровска, потом другими предприятиями города и области. В него включились не только молодые, но и кадровые рабочие агрегатного...
Теперь опыт агрегатного рекомендовано использовать всем комсомольским организациям страны. Видоизменился его девиз, но суть осталась прежней. О том, как комсомольцы завода шли к этому почину, и будет наш рассказ.
— Сначала, Николай Александрович, хотелось бы, чтобы вы рассказали о предыстории почина. Ведь и до движения «Сегодня — рубеж новатора, завтра — комсомольская норма» комсомольцы и молодежь агрегатного завода участвовали в различных начинаниях. Отчего же возникла необходимость именно в такого рода соревновании?
— Само собой разумеется, наш почин возник не сразу и не на голом месте. Хотя официальной датой его рождения можно считать июнь 1970 года, когда на заводской комсомольской конференции, обсуждавшей итоги XVI съезда ВЛКСМ, было решено развернуть среди молодых рабочих агрегатного соревнование «Сегодня — рубеж новатора, завтра — комсомольская норма», нужно признать, что шли мы к нему, искали его формулу уже года три-четыре.
В чем его смысл? Повысить производительность труда на каждом рабочем месте. Но разве конкурсы мастерства, соревнования по профессиям за овладение смежными специальностями, движения «Ни одного отстающего рядом», «Пятилетку — за четыре года» и многие другие, в которых принимали активное участие рабочие нашего завода, — разве они не служили все той же цели?..
— И тем не менее ваши комсомольцы решили, что этого недостаточно...
— Каждое из вышеназванных начинаний и даже все они, вместе взятые, не могли охватить комплекс проблем, которые обусловливают повышение производительности труда.
Например, почин горьковчан «Ни одного отстающего рядом» в принципе преследует благородную и важную цель. Но в условиях нашего завода экономический эффект этого движения практически неощутим. Из всей огромной армии рабочих агрегатного только сорок человек не выполняют нормы.
Или конкурсы мастерства. В этих соревнованиях участвуют в основном только передовики, тот, кто надеется победить. Основная же масса рабочих остается в стороне.
Анализируя все эти факты, мы обратили внимание еще на одно, можно сказать, парадоксальное обстоятельство. Дело в том, что процент выполнения норм вовсе не характеризует истинную производительность рабочего, так как процент этот выводится по фактически отработанному времени, а сколько дней в месяц было отдано производству, не имеет значения. В инструментальном цехе произошел такой случай. Один токарь в первой половине месяца выполнял норму в среднем на 145 процентов. Потом выпил, надебоширил, получил пятнадцать суток за мелкое хулиганство и до конца месяца на заводе, естественно, не работал. Тем не менее выполнение нормы у него за этот месяц составило 145 процентов. Передовик!
Пусть приведенный мной пример — исключение, зато сплошь и рядом расчет выполнения норм и обязательств ведется по фактически отработанному времени, а не по тому, сколько в данном месяце было календарных рабочих дней.
Вырабатывая условия нового соревнования, мы старались не повторять ошибок прежних починов и в то же время стремились сохранить рациональное зерно, которое в этих починах было.
Разработка этих условий оказалась совсем не простым делом. Около полугода ушло на то, чтоб взвесить все «за» и «против», выработать материальные и моральные стимулы движения, подсчитать его экономический эффект, прикинуть, каких затрат потребует, как и когда их оправдает. В общем, почин был провозглашен в июне 1970 года, окончательные же условия были утверждены только в ноябре. А началось соревнование с первого января 1971 года.
— Николая Александрович, не совсем понятно, почему разработка условий соревнования потребовала столько времени. Ведь задача почина была найдена и сформулирована сразу настолько точно, что позже не потребовалось никаких поправок.
— Мы как-то подсчитали: если каждый молодой рабочий доведет свою производительность до уровня новаторов, то при существующей технологии, организации производства, при нынешнем уровне материально-технического снабжения, даже при тех недостатках, которые нами до сих пор не изжиты, — даже в этих условиях сможем повысить производительность труда рабочих в два раза. Сравните: за всю девятую пятилетку агрегатному запланировано повысить производительность на 50 процентов. Вот и получалось, что, если только молодые рабочие начнут работать, как новаторы-передовики, мы по производительности труда выйдем на уровень 1977 — 1978 годов. Перспектива открывалась заманчивая, ради нее стоило поработать.
Понятно, что рост мастерства — процесс сложный и долгий. Мы беседовали со многими новаторами, и получалось, что они шли к своей высокой квалификации лет по 15 — 20. Нас эти сроки не устраивали. Хотелось их значительно сократить. И мы понимали, что заинтересовано в этом не только предприятие, но и сами рабочие. Высокая квалификация дает человеку уверенность в самом себе, сознание полезности и необходимости его труда обществу. Это вносит стабильность в его жизнь. Ведь не случайно передовики редко меняют место работы, дорожат честью предприятия...
— Все это так. Но согласитесь, Николай Александрович, что отставание молодых чаще всего обусловлено все-таки объективными причинами: нехваткой опыта, навыков, знаний, полученных в техническом училище. А тут еще изъяны в организации труда. Короче, нужно время (может быть, как раз те самые 15 — 20 лет), чтобы все понять, все постичь.
— Верно. Но почти всегда есть возможность устранить эти «объективные причины», сократить сроки, необходимые для приобретения опыта. Можно день, два, неделю биться над какой-то деталью и, наконец, самому «дойти» до всех ее хитростей. А можно просто спросить у соседа, более опытного рабочего, какую использовать оправку при обработке, как лучше заправить и заточить резец. Уйдет на эту «науку» минута. Или посмотрите, как работает высококлассный токарь, фрезеровщик, шлифовщик. Инструмент, заготовки разложены в строгом порядке, заранее приготовлены к работе. Никаких лишних движений, все рационально. Смотри и перенимай. Зачем изобретать велосипед?
— Но тогда участниками вашего движения обязательно должны быть и ветераны-новаторы. Кто-то ведь должен передавать опыт.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.