Риск

Геннадий Бочаров| опубликовано в номере №1264, январь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Здесь я прерываю рассказ о действиях летчика, чтобы привести выдержку из стенограммы своего разговора с генерал-лейтенантом авиации, дважды Героем Советского Союза Г. Т. Береговым. Тема этого разговора была связана, в частности, и с действиями летчика-испытателя Сухова.

– Риск, Георгий Тимофеевич, по-видимому, никогда не исчезнет из жизни человека. В каждом нашем поступке, и уж тем более связанном с критическими усилиями противоборстном, риск присутствует непременно. Вместе с тем совершенно очевидно, что на долю одних людей его отпущено, как говорится, сверх всякой меры, а другие так никогда и не узнают его истинного вкуса, разве что в самой легкой концентрации. Вам приходилось рисковать по-настоящему? Как вы вообще относитесь к этому понятию – риск?

– Понятие это одномерное лишь на первый взгляд. Я думаю, что в нем заключено немало положительных моментов. Но я бы не стал принимать саму готовность рисковать как безусловную доблесть. Мне кажется, надо говорить о риске оправданном и риске неоправданном, на который человек идет ради незначительных, проходных целей...

– Меняется ли, на ваш взгляд, понятие риска с течением времени – риск вчера, сегодня, завтра?

– Я думаю, что меняются прежде всего обстоятельства, в которых человек рискует. Но суть риска неизменна. Конечно, всегда была и будет разная мера риска – крайняя и «житейская», что ли, то есть когда человек рискует не жизнью или здоровьем, а, например, репутацией, доверием, положением среди людей... В этом случае, я думаю, риск крепчайше увязан с нравственным, моральным состоянием человека... Риск поступка может, конечно, поставить человека на грань нравственной катастрофы или, наоборот, вернуть ему при удаче утраченные позиции. Однако и здесь, на мой взгляд, суть риска, как порыва, как определенного действия, не меняется. Риск приносит результат. А вот какой – это зависит от точек зрения и опять же от нравственного состояния человека.

– Какая постановка вопроса «о риске» представляется вам сегодня наиболее важной, наиболее моральной?

– Риск и долг.

– Почему?

– Потому что это одинаково важно всегда.

– И никаких поправок на время?

– Нет. Разве что небольшое, конкретное усиление: сегодня молодым летчикам, летчикам-испытателям, Родина доверяет самую дорогостоящую технику. Самые совершенные творения советских ученых и рабочих, всего народа. Высшая степень ответственности возлагается на тех, кому предстоит первым испытывать возможности новейшей техники конца XX века и возможности самого человека. Высшая ответственность – это и есть то, что способно постоянно напоминать человеку о чувстве долга и риске, необходимом часто для выполнения этого долга...

– Да, риск, вероятно, никогда не исчезнет из жизни людей. На пути к любой общественно значимой цели риск был и останется всегда. Но что человек может противопоставить такому положению вещей в природе?

– Сегодня, кроме известных моральных качеств, человек может и должен, на мой взгляд, опираться на свои знания, свое умение, свое мастерство. Человек, имеющий дело со сложной техникой, порой вынужден идти на осознанный риск. Можно, конечно, при этом говорить о разных слагаемых его решимости, но одним из главных будет все же это – уверенность человека в своем мастерстве, его профессионализм. Истинный риск опирается на опыт, на знания. Такой риск и приносит самые волнующие победы. Такой риск и делает человека счастливым. И летчика-испытателя и любого другого человека – и молодого и зрелого, преодолевающего трудное и новое, а часто почти непосильное.

...Инженеру летчик Сухов сказал:

– Я иду в деревню. Нужен бульдозер. Пусть проутюжат грязь, сровняют хоть немного.

Решить вопрос о бульдозере, о любой помощи было нетрудно: вся деревня жила проблемой бомбардировщика. Старожилам ситуация напомнила о годах войны, молодежь была взволнована близостью реактивной техники.

К вечеру работы были закончены. Все было готово: самолет, «полоса», разметка.

Пока техник и инженер устраивались на ночлег, Сухов связался со штабом военного округа. Он попросил соединить его с командующим авиацией округа, которому принадлежал бомбардировщик. Связисты решились на это не сразу: летчика Сухова они не знали, а деревня, из которой Сухов звонил командующему, вызывала недоумение.

Встреча на линии все же произошла, и когда Сухов назвал командующему свое имя, ему не пришлось дополнительно объяснять, кто он такой и по какому поводу беспокоит. Командующий прекрасно знал заслуженного летчика-испытателя СССР Сухова и прекрасно знал, почему Сухов находится в крохотной, затерянной среди лесов и болот деревне.

– Какие новости? – спросил командующий. – Решение приняли?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены