Резервы «homo sapiens»

Л Леонидов| опубликовано в номере №922, октябрь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Удивительные «витамины» воздуха - одно из мощных (но, к сожалению, еще малоиспользуемых) средств активации внутренних резервов нашего организма.

Музыкальные стимуляторы

Несколько лет назад в печати появились сообщения об удивительных опытах индийских ученых. В лабораторных помещениях, где росли рожь, пшеница, овес, были установлены мощные репродукторы. В определенные часы дня и ночи по радио передавалась джазовая, классическая и народная музыка. Через некоторое время скорость роста растений, регулярно «слушавших» музыкальные концерты, сравнили с контрольными. И оказалось, что музыка подействовала на злаки крайне благотворно, заставив их значительно обогнать в росте своих контрольных собратьев. Выявилось также, что одни мелодии обладают большей стимулирующей силой, чем другие.

Долгое время подобные сообщения, поступавшие из экзотической Индии, казались чистой мистикой. Но затем ученые связали это явление с новым открытием, которое сделали биологи, и загадка «музыкальных стимуляторов» стала на реальную почву научной проблематики.

Еще средневековые ученые обратили внимание на крайне любопытный факт. Все физиологические процессы, которые им удавалось обнаружить в растениях и в живых организмах, имели ярко выраженный циклический характер. Иными словами, интенсивность процесса постепенно нарастала, достигала максимума, затем ослабевала до минимума, опять начинала нарастать и т. д.

Возникла гипотеза: в каждом живом существе или растении заключен как бы хронометр, идущий без остановок с поразительной точностью. Этот «часовой механизм» и управляет биологическими ритмами.

Но ученых ждало разочарование: дальнейшие исследования показали, что у каждого физиологического процесса свой собственный ритм. В организмах действуют целые ансамбли биочасов со строго разграниченными функциями: одни регулируют дыхание, другие - пищеварение и т. д.

Долгое время ученым не удавалось выяснить конструкцию этого удивительного творения живой природы. Задачу решила молекулярная биология. Оказалось, что у позвоночных роль «часового механизма» выполняет особая область мозга, известная под названием гипоталамус. Клетки гипоталамуса выделяют особые вещества, воздействующие на гипофиз. А гипофиз, как известно, - «главнокомандующий» железами внутренней секреции. Посредством этих химических «зацеплений» управляющие воздействия «часового механизма» гипоталамуса и передаются во все клеточки гигантского здания живого организма.

Но кто же заводит гипоталамус?

Миллиарды лет бесшумно и неутомимо плывет в космическом океане, вращаясь вокруг своей оси, наша Земля. Миллиарды лет в каждом пункте земного шара день сменяется ночью, а ночь - днем. Находясь под воздействием этого ритма природы, все живое на планете волей-неволей приспособилось к нему.

Исследования показали: гипоталамус, в том числе и у человека, связан с органом зрения. Именно через глаза ритм природы воздействует на наш биохронометр. Впрочем, есть и еще один путь внешнего воздействия на гипоталамус.

Общеизвестно, что зрение некоторым образом связано со слухом. Этот факт, установленный физиологами, многие не раз проверяли на практике. Близорукие люди, например, без очков плохо слышат. Явление функциональной связи слуха и зрения используют создатели цветомузыки, где звуковые картины дополняют, усиливают зрительные ощущения.

Ритмичность процессов, идущих в живых организмах и растениях, имеет огромное значение для их жизнедеятельности. Человеческий организм, например, похож на гигантский оркестр, где каждая клеточка, каждый орган исполняет свою партию в великой симфонии жизни. Малейшее нарушение ритмики отдельных «солистов» может исказить всю мелодию. Теперь можно перейти к гипотезе, объясняющей удивительные работы индийских ученых. Можно предположить, что ритмы музыки, исполнявшейся во время опытов, были близки к ритмам физиологического процесса роста подопытных растений. Но музыкальные ритмы были выше. В этом случае мог сработать эффект, известный в радиотехнике под названием «эффекта захватывания». Состоит он в следующем.

Если в одну сеть включить два генератора, генерирующие колебания с близкими, но не с равными ритмами, и если, допустим, первый генератор обладает большей мощностью, чем второй, то произойдет «захватывание»: сильный генератор увлечет за собой слабый и «заставит» его работать на своей частоте. Повторяем: явление возможно лишь в том случае, когда ритмы или частоты колебаний достаточно близки.

Итак, гипотеза: более быстрые и более мощные музыкальные ритмы «захватили» физиологические процессы роста, ускорили их, и растения резко потянулись вверх.

Искусство буквально пронизано ритмами. Ритмичны поэзия, архитектура, живопись, не говоря уже о музыке, танцах.

Один из основных методов искусства - воздействовать на эмоциональный мир человека. Но современная наука недвусмысленно доказывает, что в человеческом организме нет никаких нематериальных структур. Самые высокие эмоции, вплоть до любовных порывов и угрызений совести, в конечном итоге реализуются в виде химических, физических и других процессов.

Так возникает гипотетическая, но логическая цепочка; а что, если ритмическая структура различных искусств есть не что иное, как некий искусственно созданный людьми генератор, предназначенный для «захватывания» различных физиологических (читай: эмоциональных) процессов нашего организма? Для своеобразного управления ими?

Напомним, что в нашем организме действует масса различных ритмов, - вот почему так разнообразен мир искусств. Вот почему разные произведения по-разному действуют на нас. Одни любители классической музыки отдыхают на концертах в консерватории, другие идут туда за зарядом бодрости.

Интересен эффект, который, судя по сообщениям печати, оказывали на молодежь Запада песни Элвиса Пресли и других королей рок-н-ролла и твиста. Сотни юношей и девушек приходили в экстаз.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены