Проводится у нас в стране такой конкурс: «50 лучших книг года». Конкурс художников и оформителей книги. И уже как-то все привыкли, что 5 - 7 дипломов «уезжают» в Литву. В этой маленькой республике любят и умеют хорошо делать книжки.
Стасис Красаускас, как и многие его коллеги, тоже не раз получал премии на всякого рода конкурсах и смотрах. Знают его не только в Литве. Не то чтобы он был самый талантливый из всех молодых литовских графиков. Да и кто, собственно, устанавливает эту иерархию - 1-й, 2-й, 3-й, 10-Й? Просто ему повезло. Он иллюстрировал «Человека» Эдуарда Межелайтиса, книгу, которую прочитала вся страна. И не только стихи, но и иллюстрации очень многим понравились.
Голоса поэта и художника звучали в унисон. Это были как бы свободные размышления графика на тему, подсказанную поэтом. Нотные знаки перерастали в стебли ржи, лучи солнца становились струнами лиры. Стихи нельзя понимать прямолинейно, буквально, надо самому быть поэтом.
В его активе было уже несколько десятков проиллюстрированных книг - повестей и романов, сатиры. Но постепенно утверждалось мнение, что Красауснас лучше всего «читает» поэзию. И именно встреча с настоящей поэзией помогла ему найти себя. Он сделал гравюры к поэме Ю. Марцинкявичюса «Кровь и пепел», поэме о трагедии литовской деревни Пирчюпис, всех жителей которой расстреляли фашисты. Резкие, нервные, угловатые линии, контрастные сочетания помогли художнику на редкость точно и скупо показать трагедию войны.
Тема высокой человеческой трагедии - главная и в иллюстрациях к поэме Р. Рождественского «Реквием». Воин будто смотрит сквозь слой земли на мирную жизнь - на пахаря, на любовь, на детей, на все, ради чего он сложил голову.
Красаускас умеет несколькими линиями рассказать о многом. Есть у замечательного чешского карикатуриста и писателя Адольфа Гофмейстера слова, очень подходящие к творчеству молодого мастера: «Во множестве линий глаз заблудится; чем меньше - тем лучше, тем вернее».
После «Человека» Красаускас оформил еще одну книгу Э. Межелайтиса - «Кардиограмма». А потом его начали преследовать неудачи. Трудно было найти сразу что-то новое после серии интересных работ. Он начал цитировать самого себя, а порой художнику изменял вкус, и он становился манерен. Выход из кризиса помог ему найти М. Слуцкис. Линогравюры к его повести «Дорога поворачивает к нам» были очень удачными и опровергли мнение, что сфера Красаускаса - только поэзия. Если говорить точнее, его сфера - это лирика и философия. А они не чужды ни поэзии, ни прозе.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.