Революция, молодежь, будущее

Альберт Лиханов| опубликовано в номере №1181, август 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Хорошо известно, что за короткий срок Куба совершила своеобразную революцию – от ликвидации неграмотности к самым -широким переменам в области образования. Какова роль Союза молодых коммунистов в этой новой революции?

– На II съезде СМК товарищ Фидель Кастро поставил перед молодежью историческую задачу: совершить революцию в образовании. Такую революцию, которая привела бы к широкому преобразованию всей страны. Главный смысл этой революции – совмещение учебы с работой. Был принят грандиозный план строительства школ на основе общего среднего образования. Каждая школа имеет участок различных сельскохозяйственных культур. Ученики учатся, работают на своем участке, производят продукты – это их вклад в экономику страны. И вклад, надо сказать, существенный.

Преобразования эти решают три задачи.

Первая – политическая – состоит в том, чтобы молодежь еще со школьной скамьи приняла принцип совмещения труда с учебой с полным сознанием важности этого сочетания.

Вторая задача – строительство новых школ. Ведь всякий раз новая школа означает новый участок, освоение новой площади и дополнительный вклад в обеспечение государства продуктами.

Третья задача – создание учительских кадров. Всеобщее образование требует рывка в этом деле. Создан педагогический отряд имени Мануэля Аскунсе Доменеча. Вдохновляющий пример этого героя, убитого контрреволюционерами во время борьбы с неграмотностью, объединил в отряд его имени более 12 тысяч юношей и девушек. Учеба в педагогических институтах совмещается с практической работой в школе. Большая часть молодых учителей – члены СМК.

Вообще соединение учебы с производительным трудом касается не только школьников, но и всех, кто учится, – студентов университетов, институтов. Наша страна еще очень молода, и она требует от своих молодых граждан упорного и настойчивого труда во имя укрепления родины.

Самоотверженность, работоспособность, желание отдать революции все свои силы – это характерная черта кубинской молодежи, ее ведущего отряда – Союза молодых коммунистов. В соединении труда с учебой, что, бесспорно, требует немалых усилий от каждого юноши и каждой девушки, мы видим суть коммунистического воспитания личности.

– «Смену», журнал рабочей молодежи, особенно интересует ваш опыт участия в очень важном деле – создании национального рабочего класса. Мы знаем, что у вас есть и ударные стройки, над которыми шефствует СМК.

– Во время пребывания в ЦК ВЛКСМ наша делегация обратила внимание на карту ударных строек в кабинете Евгения Михайловича Тяжельникова. Первый секретарь ЦК комсомола подробно рассказал нам об опыте шефства Ленинского комсомола над главнейшими стройками. А еще летом 1972 года в Братске работал второй лагерь дружбы советской и кубинской молодежи, где мы обменивались опытом работы в ударном строительстве. И вот два года назад пять важнейших строек Кубы были объявлены ударными.

Первая из них строительство Центральной железной дороги Гавана – Сантьяго-де-Куба, которую мы сравниваем для себя с вашим БАМом, разумеется, с корректировкой масштабов.

Протяженность дорог разная, но сложности схожие. На трассе предстоит возвести множество мостов. Все провинции работают на эту стройку, обеспечивая ее материалами, проектами, машинами – словом, всем, что необходимо для возведения объекта первостепенной важности.

Второй ударный объект представляет собою целый узел и предприятий и проблем. СМК взял под свое шефство развитие горнорудного района на севере провинции Орьенте. Два новых завода по производству никеля, модернизация шахтного оборудования и процесса добычи, большие капиталовложения и тысяча молодых посланцев СМК, целый ударный отряд – вот что такое горнорудный район Орьенте.

Третья ударная – комбинат азотных удобрений в Нуэвитасе. Комбинат уже построен с помощью Советского Союза, его специалистов. Новая задача состоит в том, чтобы в краткие сроки добиться освоения проектных мощностей. Надо сказать, что предприятие в Нуэвитасе – наша гордость, образцовая стройка. Его возводили две тысячи молодых рабочих – посланцев разных районов Кубы. Средний возраст строителей – 23 года. Директор – член национального комитета СМК; мы направили своего представителя на этот важный пост по предложению ЦК партии. Видимо, уже нынче завод даст половину своей мощности.

Еще две ударные стройки СМК – цементные заводы в Сьенфуэгосе и в Мариеле. Между коллективами этих пяти крупнейших ударных строек идет соревнование за переходящее знамя. Знамя это особенно дорого нашей молодежи – ведь это стяг ВЛКСМ, который совершил путешествие по ударным стройкам Советского Союза, а марш этот проводился в честь XXV съезда КПСС и I съезда Коммунистической партии Кубы. Надо заметить, что за право получить это знамя соревнуются не только комсомольские организации ударных строек, но и партийные и профсоюзные коллективы и администрация. Что ж, это вполне естественно. Знамя ВЛКСМ – почетнейшая награда для кубинских строителей.

Надо сказать, что, кроме пяти ударных объектов национального масштаба, ударные стройки комсомола есть во многих провинциях. В Ольгине, к примеру, строится завод тростниково-уборочных комбайнов. «Когда наше сельское хозяйство избавится от ручной уборки сахарного тростника, это будет нашим третьим освобождением», – шутят крестьяне. Ручная уборка – тяжелый и сезонный труд. Раньше его выполняли малоквалифицированные рабочие-сезонники. В страду на плантациях было занято по нескольку сот тысяч трудящихся. Теперь ставка сделана на механизированную уборку тростника. Это облегчит труд, высвободит рабочие руки. А эти руки очень нужны новым заводам. Так высвобождаются трудовые ресурсы, так в труде на ударных стройках происходит трудовая закалка. Так создаются квалифицированные кадры национального рабочего класса, которого до революции 1959 года на Кубе практически не было.

У Союза молодых коммунистов немало других важных дел. Идет механизация животноводства, в котором комсомол принимает живое участие. Развивается соревнование сельских механизаторов.

– Видимо, молодой рабочий класс Кубы выдвигает свою техническую интеллигенцию – техников, инженеров. Какова их роль в техническом прогрессе, каково участие технической интеллигенции в делах рабочей молодежи, существует ли процесс взаимопомощи, взаимообогащения? И, наконец, каково состояние научно-технического творчества молодежи в самом широком смысле этого понятия?

– У нас существует движение молодежных технических бригад. Оно объединяет молодых техников среднего звена. Направление поиска – повышение технической квалификации, рационализация, изобретательство, наконец, научно-исследовательские работы. В движении участвует более пятидесяти тысяч молодых техников.

Определились три основные формы работы этих бригад. Первая – соревнование рационализаторов. Достигшим наилучших результатов – высокого экономического эффекта, повышения производительности путем усовершенствования, механизации и прочего – вручается почетный знак «Кузнецы будущего».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены