Первый отечественный многоковшовый экскаватор был изготовлен здесь, на Дмитровском экскаваторном заводе, более полувека тому назад
Тогда освоение новой, очень нужной в строительстве техники позволило отказаться от закупки аналогичных машин за рубежом.
Сергей Семенов, бригадир операторов станков с числовым программным управлением:
— У нас в бригаде шесть человек, все молодые парни. Работаем на один наряд, с оплатой по коэффициенту трудового, участия, как и большинство заводских рабочих. Иной организации труда, не бригадной, уже и не представляем. Заводские старожилы рассказывают, что, когда в цехе установили первые станки с числовым программным управлением, желающих работать на них почти не было. Пришлось ставить на новую технику в основном молодежь, совсем «зеленых» новичков. Теперь психологический барьер сломан. Но, когда мы вроде бы все отладили с бригадной формой, появились иные трудности. Раньше у нас всегда был равномерный выпуск продукции по декадам. Года три назад начали «спотыкаться» в ритме. Нам говорят: главная причина — рост объемов производства. Делаем-то все больше машин, а людей не прибавилось.
Вначале эта проблема решалась за счет создания бригад — обычных, а затем и сквозных. Бригады повышали производительность, обеспечивали качество, укрепляли порядок в цехах. Но теперь мы из бригад «выжали», если можно так сказать, почти все. Где еще искать резервы?
На мой взгляд, в новой технике и технологии. В реконструкции: завод-то наш с конца того века работает.
О новой технике.
Станки с ЧПУ выпускаются далеко не первый год. Но надежность их повышается медленно, особенно по электронной части. У нас в цехе стоят станки Рязанского станкостроительного завода, московских «Красный пролетарий», имени Серго Орджоникидзе. И даже к краснопролетарским — уж на что солидная фирма — случаются претензии по качеству.
Еще полбеды, если б неполадки можно было быстро устранить. Но вот случай из практики. Отказал как-то один станок с ЧПУ. Вызвали наладчиков с завода-изготовителя. Те приехали, покопались в станке и объявили: «Вот этот блок сделан некачественно. Но его другой завод выпускает, туда и обращайтесь». Собрали свои инструменты и уехали.
Этот эпизод и на другие мысли наводит. Отстаем мы от технического перевооружения и в смысле подготовки кадров. Я так думаю, более сложная техника, она и более высокого уровня обслуживания требует.
А что на деле? Высокопроизводительные станки часто простаивают — нет опытных специалистов по ремонту и обслуживанию электронных систем. Обычных электриков посылают на краткосрочные курсы — вот и вся подготовка. Весьма примитивная. Обеспечить надежную работу электроники они пока не могут. И так, насколько знаю, на многих предприятиях.
Эдуард Чуков, главный технолог:
— В прошлой пятилетке нам удалось решить основную проблему качества работы: с 1979 года завод не имеет рекламаций на свою продукцию. А продукция такова, что без нее в мелиорации как без рук. Да и вообще в строительстве. Невидная вроде работа — траншеи, кюветы копать. А ведь и на полях, и на городских стройках инженерные коммуникации под землей идут. Дренажные трубы, водопровод, канализация...
Теперь стоит вопрос: как работать эффективней, ритмичней? Да и качество на одном уровне держать нельзя. Соглашусь с Сергеем Семеновым: не все зависит от бригад. Их резервы небеспредельны. В дополнение к ним необходима новая техника, технология. К 1990 году объем поставок для мелиораторов вырастет в два с половиной) раза. И это без увеличения численности работающих, за счет коренного обновления технологических процессов, в том числе внедрения гибких автоматизированных производств, применения ЭВМ, робототехники и другого прогрессивного оборудования. Плюс совершенствование бригадных форм труда. Резко повысить уровень технологии на всех участках производства, внедрить комплексную автоматизацию и механизацию — такая стоит задача. Сейчас начата конструкторская и технологическая проработка этой задачи. Созданы творческие бригады из наиболее квалифицированных инженеров; в работу включены научно-исследовательские институты и конструкторские бюро.
Нынче на заводе в разгаре первый этап перевооружения — переход на станки с ЧРТУ! Но это полдела. Второй этап — внедрение робототехнических комплексов; третий — гибких автоматизированных производств. Причем эти этапы не за горами: робототехнику мы начнем получать уже в следующем году. И на этом этапе может обостриться проблема высококвалифицированных кадров, о которой говорил бригадир Семенов. Верно, нельзя рассматривать техническое обновление в отрыве от подготовки рабочих, специалистов более высокого уровня.
Что предпринимает завод? Планируется уже в этом году организовать у нас филиал ВЗМИ (Всесоюзного заочного машиностроительного института). Кроме того, сформируем при заводе группы профтехучилища специально для подготовки операторов станков с ЧПУ и наладчиков сложной техники. Намечается постоянное и комплексное обучение руководящих кадров всех звеньев. В то же время мы отдаем себе отчет в том, что все это не полное и не кардинальное решение проблемы. Нужна централизованная подготовка специалистов нового типа в системе Госпрофобра, Министерства высшего и специального среднего образования, то есть в ПТУ, техникумах и институтах.
Другая проблема — хозяйственная: необходима широкая реконструкция завода, ив частности строительство нового цеха для гибкого автоматизированного производства. Но в полном объеме вопрос о реконструкции не решается, хотя разговоры о ней ведутся несколько лет. Завод внес свои предложения. Теперь многое зависит от Минстройдормаша.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Детский дом — теплый дом
Восемьдесят лет назад рабочие Москвы вступили в открытый бой с самодержавием
Школьные перемены