Мне довелось участвовать в строительстве ударных комсомольских шахт в Донбассе. Вспоминаю такой эпизод. В занесенной снегом донецкой степи еще не было ни домов, ни столовой, стоял только вагончик да неподалеку маленький колышек, на котором значилось, что здесь будет шахта «Донецкая - Комсомольская». А в вагончике, на узких полках, рядом с папками технической документации лежали книги.
Книги на стройке были такой же необходимостью, как бурильный молоток, топор, мастерок. Словом, они были у нас на вооружении и помогали строить шахту. Думаю, что нет для писателя более высокой оценки, чем эта.
Писателю не следует узко понимать тему труда. Давно осуждены произведения, в которых станки заслоняли человека. Но не прав писатель и в том случае, когда в его книге шахта, завод или колхоз служат только фоном для показа семейно - любовных конфликтов. Нужно, чтобы проблемы человеческих отношений органически сливались в произведении с вопросами современности.
В этом отношении особого внимания заслуживает роман В. Кочетова «Братья Ершовы». Когда я читал книгу, мне казалось: автор вел со мной задушевную, дружескую беседу, полную глубоких раздумий о подлинном счастье, о настоящей любви, о том, какая это прекрасная должность - быть на земле человеком. Я согласен с теми критиками, которые называют новый роман В. Кочетова гимном рабочему классу.
Работая над романом, В. Кочетов приезжал в Донбасс, жил среди металлургов «Азовстали». Хороший пример для наших писателей! Чаще приезжайте к нам на заводы и шахты, товарищи литераторы! Здесь проходит передний край борьбы за коммунизм.
Долг писателя - создавать яркие образы героев семилетки, на которых наша молодежь училась бы жить и работать по-коммунистически.
Очень хочется в творчестве советских поэтов увидеть во весь рост людей труда.
Какие поэтические произведения взволновали меня? Прежде всего, я назову «За далью - даль» А. Твардовского. Это вдохновенная поэма, гимн свободному труду, человеку - труженику, строителю коммунизма. На пылком пульсе современности держит руку и многожанровый поэт С. Васильев. Его стихи, посвященные людям труда, проникновенны и гуманистичны. В боевом строю и стихи Я. Смелякова («Строгая любовь», «Перекрытие»).
На передовых рубежах находится, по моему мнению, и поэзия С. Смирнова, Н. Тихонова, С. Михалкова, Р. Гамзатова, М. Рыльского, Евг. Долматовского, Л. Ошанина, Д. Павлычко, В. Бекетова (сборник стихов о шахтерах нового Львовско - Волынского угольного бассейна), В. Цыбина («Копры в степи») и других поэтов, пишущих о героях нашего времени.
В связи с этим я часто думаю о творчестве И. Сельвинского. Это своеобразный мастер, ищущий новые пути в поэзии. Может быть, не мне, простому читателю, судить о его произведениях. Но порой кажется странным его тяготение к созерцательной лирике. Невольно вспоминаются его неудачные стихи о целине. Поэт не смог увидеть в простых пареньках подлинных героев наших дней.
Лет шесть-семь назад много хороших слов было сказано критикой о начинавшем тогда свой литературный путь Евг. Винокурове. Евг. Винокуров создал замечательный образ сверстника, прошедшего дорогами войны от Сталинграда до рейхстага. Сейчас Винокуров по - прежнему пишет о войне. И это неплохо. Но некоторые его стихи звучат, я бы сказал, мемуарно. Не пора ли поэту «освежить» свой талант на просторах колхозных полей, в светлых заводских цехах?
Меньше созерцательности, холодной рассудочности, риторичности! Больше горячих, подлинно поэтических произведений, зовущих к неустанной борьбе.
Перед выездом «в поле» мы, геологи, обычно составляем список необходимых в дороге вещей. Сколько мук часто испытываешь, раздумывая, что брать, а что оставить! Но книги мы с собой берем всегда.
Нередко где - нибудь у костра, в тундре, возникают литературные споры. Чаще всего говорим о книгах, посвященных геологам. За последнее время таких книг появилось немало: «День начинается» Черкасова, «Тайна Сибирской платформы» Осипова, «Там, где сходятся тропы» Забелина, «Записки изыскателя» Бутузова.
... И вот мы сидим у костра и обсуждаем, насколько верно и глубоко автор отобразил жизнь наших собратьев по профессии. Много бывает в этих разговорах разногласий, но спорщики всегда сходятся в одном: для того, чтобы написать о геологах, надо хлебнуть не один фунт «таежного лиха».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.