Равные шансы для всех?..

Александр Урбан| опубликовано в номере №1153, июнь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Положение усугубляется еще и тем, что стране недостает 10 тысяч преподавателей школ профессионально-технического обучения.

Министерство просвещения и науки ФРГ, в компетенцию которого входит профессиональное обучение, намерено до 1978 года «мобилизовать» для решения проблемы профобучения 400 миллионов марок. Однако ни государство, ни земли не желают выделять средства на эти цели из своих бюджетов. Остается один путь: заставить раскошелиться владельцев и руководителей фирм. Разработаны планы создания специального фонда из обязательных взносов предприятий на цели профобучения, однако капитал выступает против таких планов: предприниматели отказываются платить «налоги на профобучение».

Официальная комиссия планирования в области профессионального обучения, куда входят представители федерации и земель, подсчитала, что до 1978 года возможно создание лишь 50 тысяч дополнительных мест для учеников на производстве.

Сейчас, когда число безработных в стране переваливает за миллион, такое мизерное увеличение мест для учеников на предприятиях – это, безусловно, капля в море. Многие органы печати прямо заявляют, что безработица среди молодежи имеет тенденцию к возрастанию. Их доводы вполне резонны: в ближайшие годы в производство устремятся новые массы выпускников общеобразовательных школ. Уже сегодня подсчитано, что число школьников, которые пожелают приобрести рабочие профессии, будет увеличиваться ежегодно на 70 тысяч человек.

Следовательно, положение станет еще сложнее.

...Сдавая свою машину на очередной технический осмотр, я обратил внимание на рослого, белокурого парня с застенчивыми голубыми глазами. Он, как и другие ученики автомастерской, был одет в темно-голубой стандартный комбинезон, грязноватый и засаленный. Руки юноши темнели от переработанного моторного масла и прилипшей грязи. Он только что вылез из-под машины.

И все же парень чем-то выделялся среди своих коллег. Сначала я не мог понять, потом догадался – прическа. После, в разговоре, он пояснил:

– Длинные волосы мешают работать.

Бернду Нойнхерцу 19 лет. Родился в Бонне. В семье рабочих. У него три брата, и все старше его. После окончания 9 классов удалось найти место ученика в автомастерской. Теперь Бернд уже на четвертом, последнем году обучения. Пока получает гроши.

– Каждую субботу подрабатываю немножко на бензоколонке недалеко от дома. На чтение книг и развлечения почти не остается времени, – вздыхает он.

– А какие планы на будущее?

– Никаких. Многие мои коллеги уже получили извещения, что фирма не нуждается в их услугах. Пойду в армию...

Трудным положением, в котором оказались многие молодые люди ФРГ, беззастенчиво пользуется руководство бундесвера. Оно действует в тесном контакте с менеджерами экономики.

Безработных юношей или учеников на предприятиях, которые уже сдают выпускные экзамены, подталкивают идти в армию.

Газета «Дурхблик», выпускаемая учениками на производстве в городе Бентхейме (земля Нижняя Саксония), опубликовала письмо нефтяной фирмы «Дайльман» руководству бундесвера. Фирма в этом послании настоятельно рекомендует «по возможности скорее» призывать на службу молодых людей, достигших соответствующего возраста. При этом фирма называла фамилии своих учеников, которых надлежит в первую очередь определить в военные казармы.

На страницах буржуазных газет замелькали объявления, приглашающие молодежь изучать «ремесло» в рядах бундесвера, обещающие им «гарантированное существование». И желающие находятся.

Если в прошлые годы бундесвер испытывал недостаток в сверхсрочниках, то в 1974 году число лиц, оставшихся в армии еще на несколько лет, возросло на 38 процентов.

Некоторые органы печати ведут психологическую обработку молодежи. Газета «Вестдойче альгемайне», например, заявляет: «Сегодня резко снижаются шансы того, кто не отвечает «да» на вопрос «Закончили ли вы уже военную службу?»

...Беседа с Вольфгангом Кинцельманом затянулась. Его коллеги – делегаты конгресса уже несколько раз подходили к нам и, обращаясь к моему собеседнику, сообщали, в каком помещении заседает их комиссия.

Стоящая рядом пепельница была переполнена окурками. Вольфганг зажигал все новые и новые сигареты. И как-то само собой – видимо, это естественно, когда сходятся два человека из стран с противоположными общественными системами, – речь зашла о нашей стране.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены