Мне показали яблони, посаженные учительницей Линой Васильевной Самуйленковой и ее сыном Николаем, награжденным двумя медалями ВСХВ. Мать и сын - воспитанники Ульяновской школы. Николай с увлечением работал на пришкольном участке. Уезжая на учебу в Калужский пединститут, он оставил свои деревца на попечение младшей сестры.
- Мы начали со ста тридцати корней, - продолжал Петр Гаврилович, - а сейчас у нас пятьсот. Всего же фруктовых деревьев и ягодных кустов свыше полутора тысяч. Среди них мичуринские сорта крыжовника, малины и винограда. Дикорастущих деревьев и кустов высажено около двух тысяч. Имеется также шесть цветников. Лес от нас в четырех километрах. Поэтому мы создали на участке дендрарий, пригласили к себе поближе представителей тех самых лесов, красоту которых воспел Иван Сергеевич Тургенев, бывавший в наших местах.
На пришкольном участке можно проследить весь путь дерева - от крошечного сеянца до стройной, раскидистой красавицы - яблоньки, усыпанной крупными плодами.
В питомнике, где готовится пополнение для будущих садов, я встретил юных садоводов - девятиклассника Валентина Рагозина и шестиклассника Славу Махрова, Валентин, дважды награжденный медалью участника ВСХВ, ухаживает уже за двухлетними деревцами, которые он привил мичуринскими сортами. Слава, тоже имеющий медаль участника ВСХВ, только недавно привил выращенные им дички.
В промежутках между яблонями разместились опытные делянки. Что тут только не растет! Кукуруза, овес, просо, чумиза, гаолян, суданская трава, арбузы, свекла, помидоры, капуста цветная, брюссельская, декоративная и многое другое.
Есть у юннатов свой праздник - школьный день урожая. В этот день начинающие полеводы, садоводы, огородники, цветоводы и метеорологи подводят итоги своей работы и строят планы на будущее. Многие из них добиваются на опытных делянках хороших показателей. Не за горами тот день, когда они станут мастерами настоящих, больших урожаев.
На пришкольном участке под руководством преподавателей биологии К. И. Тарасовой, Р. М. Агеевой и Н. И. Игнатовой ребята знакомятся с передовыми методами земледелия и основами агрономической науки.
Ученица седьмого класса отличница Люба Ларина собрала со своей делянки в пересчете на гектар 480 центнеров помидоров. Узнав, что юннаты Кутузовской школы выращивают по 700 центнеров, Люба решила непременно догнать их.
А вот другой пример. Три года подряд не удавался ульяновцам опыт с картофелем ракоустойчивого сорта. Хотели получить 100 килограммов с килограмма семян, а собирали не более 76. В прошлом году ульяновские юннаты встретились на ВСХВ с Ниной Чанашвили, ученицей Жиздринской средней школы, работавшей над этим же. Нина охотно поделилась с ними своим опытом. Применив ее метод, ребята получили 150 килограммов с килограмма, на 37 килограммов больше, чем получала сама Нина!
Ученики активно помогают колхозам: собирают и вывозят на поля удобрения, убирают картофель и горох, сортируют и обмолачивают зерно, снабжают сельхозартели метеосводками.
В 1954 году комсомольцы Ульяновской школы создали звено высокого урожая и посадили в колхозе «Революция> картофель, применив впервые в районе квадратно - гнездовой способ. Они собрали 240 центнеров с гектара, а колхозники - по 150 - 160. Весь урожай, собранный комсомольцами, колхоз ссыпал на семена.
Для юннатской работы здесь созданы все условия. Есть специальная литература, часто демонстрируются учебные сельскохозяйственные фильмы: в школе имеется своя киноустановка. Налажена постоянная связь с центральной и областной станциями юных натуралистов, а также с Воротынской опытной станцией Министерства сельского хозяйства.
Я уезжал из Ульянова теплым сентябрьским утром. По улице, над которой совсем по - летнему то и дело скользили ласточки, шагала оживленная детвора. Начало учебного года всегда бывает таким радостным! Мадыши - первоклассники сбивались стайками, деловито беседуя о чем - то. Я смотрел на их сияющие лица и вспоминал замечательные слова Алексея Максимовича Горького:
«Мы верим, что из пионеров и школьников, юных опытников, советская страна получит десятки, а может быть, и сотни мичуринцев, которые дадут человечеству не только новые приемы возделывания сельскохозяйственных культур, стимулирующих урожайность, но и изобретут новые культуры и сорта растений. Они произведут революцию на полях, в садах и огородах...»
Через несколько дней после возвращения в Москву я опять отправился на Сельскохозяйственную выставку. Мне очень понравился школьный сад в Ульянове, и поэтому снова захотелось повидать его посланцев в столице. Но оказалось, что не один я пришел к ним в гости. Возле павильона «Юные натуралисты» я встретил Веру Гарусину - студентку биологического факультета МГУ, окончившую в этом году Ульяновскую школу с золотой медалью. Девушка получила ее вместе со второй медалью участницы ВСХВ.
Вера приехала на выставку со своими товарищами - студентами МГУ. Их очень заинтересовал ее рассказ о саде, созданном руками юннатов. Так у ульяновского сада появились новые друзья... Студенты прошли мимо калужских яблонек, мимо клумб, созданных ленинградскими пионерами, и кустов снежной ягоды, посаженных московскими юннатами из кружка, в котором когда - то занималась Зоя Космодемьянская. Будущая партизанка мечтала о ратных подвигах во славу Родины и училась ухаживать за хрупкими растениями. И в этом нет никакого противоречия. Человек должен уметь возделывать и украшать свою землю, а если надо, отстаивать ее на поле боя.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Съемки фильма по одноименной повести А. М. Горького
К 100-летию со дня рождения И. В. Мичурина