Приторно пахнет полынью. Берег от неё весь седой. Солнце палит вовсю. Где-то трещат кузнечики, плещется волна. Она набегает и с шумом откатывается. Морская волна! А море, как и всякое море, без конца и без края.
Справа у берега видны вышки далёких шлюзов, узкая жёлтая полоска песчаной плотины и серые бетонные бычки, отсюда кажущиеся маленькими. А дальше, за плотиной, в стороне столпились стайкой, опустив свои стальные носы, знаменитые портальные краны, честно сослужившие свою службу на эстакаде, краны, уложившие первые плиты основания, краны, которые вместе со своими хозяевами, молодыми машинистами, дожидаются новой работы в Сталинграде, в Куйбышеве.
Всё Цимлянское море в мелкой ряби, а над тем местом, где до прошлого года проходило русло Дона, зеркальная гладь. Старый Дон отражает своё русло на поверхности моря. Гладкая узкая линия и над тем местом, где когда-то проходила дорога.
Орёл-степняк, раскинув свои огромные крылья, парит над берегом, в который ударяет с моря норд-вест. На сигнальной мачте чёрный конус вершиной вверх - сигнал: «Ожидается шторм от NW». А в небе - кучевые тихие облака. Не видно никаких предвестников шторма.
В начале мая, в один из таких же «тихих» дней, на море разыгрался первый шторм. Многие заметили в небе свинцово-синюю тучку. По степной привычке ждали только ветра. Туча подошла к самой плотине, и сразу пахнуло холодом. Море стало тёмным, шершавым, в белых гребнях, волны перехлестывали через плотину.
К подпорной стенке была причалена восьмисоттонная баржа. Волны начали раскачивать её, бить о стенку. У причала столпились люди. Покричали на баржу - никто не отзывался. Видно, никого не было. А волны всё старались оторвать от берега судно. Рвали с чалок вверх - вниз, вверх - вниз!
Но вот из толпы кто-то вышел на край стенки. То ли он сразу прыгнул, то ли волна помогла и кинула баржу ему навстречу, но парень, а это был молодой парень, оказался на корме судна. Никто не видел, как это ему удалось, но то, что удалось, воодушевило других. Ещё трое очутились на барже.
А через десяток минут на палубе появился тот первый парень и, приложив ладони ко рту рупором, прокричал:
- Насосы!... Тащи два насоса!... Пробоины!...
И снова исчез в трюме. Видно, пробовали сами заделать пробоины.
Всю ночь в темноте боролись люди со штормом. А к рассвету начал стихать ветер и стали успокаиваться волны. Вновь на небе появились солнце и такие же, как сейчас, тихие кучевые облака.
Весна нынче солнечная и влажная, лучше и не придумаешь. Денёк - дожди, два дня - солнце. Накопили влаги не только озимые, но и яровые, которые нынче были посеяны с опаской в сухую погоду. Зелёную весну в хуторах и станицах объясняют присутствием моря. И как ни убеждают агрономы, гидрологи, что не может море сразу изменить здесь климат, казаки-станичники упрямо крутят седыми, коротко стриженными головами в знак полного своего несогласия.
Но зелёная весна и впрямь идёт на первые 100 тысяч гектаров колхозных земель Ростовской области. По каналам, на поля течёт море.
Цимлянское море!... Длина его - 350 километров, ширина доходит до 38 километров, глубина - десятки метров. Оно вмещает 22 миллиарда кубометров воды.
Не только цифры раскрывают истинный смысл и значение Цимлянского моря. Было давно подсчитано, что годовой сток Дона, реки степных просторов, составляет в створе, то есть в том месте, где сейчас построена плотина, примерно 23 миллиарда кубометров. Но сколь неравномерно расходовал Тихий Дон эти свои богатства! Он был бурен весной, заливал на сотни километров луга, оставляя после себя озёра, болота. Словом, за два - три весенних месяца Дон сбрасывал в Азовское море три четверти всего годового стока. А летом и осенью Дон мелел. Цимлянское море исправило природу реки. Оно вместило в себя избыточные весенние воды. Из моря они будут расходоваться равномерно на протяжении всего года, они будут вращать лопасти турбин, сохранят нужные глубины для судоходства, дадут влагу полям и пастбищам.
Цимлянское море!... Благодаря соединению Волги с Доном даже трудно себе представить, с какими реками, с какими городами соединяется Цимлянское море. Посмотрите на карту. Печора, Северная Двина, Вычегда, Сухона, Свирь, Лежать, Западная Двина, Днепр, Днестр, Прут, Южный Буг, Урал, Кама, Ока, Белая - эти реки и их притоки, десятки озёр, пять морей, десятки тысяч сёл, сотни городов оказываются связанными между собой водными путями. Сотни портов становятся портами пяти порей. Кто же подсчитает, в какую судоходную линию вытянулась эта водная дорога? Шумит море, плещется...
«До окончания строительства осталось...
дней».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.