Однажды вызвали меня в управление и говорят: - Любовь Петровна, к вам студенты на практику приехали...
Я еле удержалась, чтобы не улыбнуться. Давно ли сама была студенткой, сдавала зачёты, ездила на практику...
Летом 1950 года я на «отлично» защитила диплом инженера-гидротехника в Горьковском инженерно-строительном институте. Когда нас распределяли на работу, предложили несколько мест. Помню, всё это были небольшие, ничем не знаменитые города; я почему-то выбрала Калач. Это было в августе, а постановление правительства о постройке Волго-Донского судоходного канала было опубликовано в декабре, так что я только в Калаче узнала, как мне посчастливилось, на какую стройку я попала.
В Береславку я приехала не одна, нас было три подруги. В институте мы учились в одной группе. Встретил нас главный инженер района Аркадий Иванович Кочегаров.
Честно сознаться, нельзя сказать, что его очень обрадовал наш приезд. Посмотрел он на нас из-под своих седых бровей и так грустно спрашивает:
- Что это у вас в институте одни девчата, что ли, обучаются?
Смутилась я, ничего не ответила.
Назначили меня прорабом на мощение откосов.
Я мечтала строить что-нибудь сложное, высокое, массивное. И дипломная работа у меня была «Плотина на реке Волге». А тут, пожалуйста, - одни камни. Каждый камушек надо в руках подержать, обработать. А камушки-то не маленькие: поедете по каналу, посмотрите на наши камушки.
Начальник Береславского гидроузла Евгений Иванович Сальников сам знакомил меня с техническими условиями работ, рассказывал, какие требования предъявляются к мощению, говорил, как важно дать хорошую мостовую.
Сальников научил меня и отсыпать фильтр и укладывать камень; и так как рабочие ко мне приходили не специалисты-мостовщики, я тоже должна была всё показывать им; как взять камень в руки, как его обработать, как уложить на откос.
Рабочих у меня не пятьдесят и не сто, а около восьмисот. Да и работа у нас такая, что требует подвозки огромного количества материалов: песка, каменной крошки, щебёнки, камня. Надо, чтобы автомашины подвозили всё это регулярно, вовремя и именно туда, куда нужно. Без хорошей организации труда дело плохо пойдёт.
Трудно было мне сначала.
Я, например, не знала, где и как целесообразнее применить свои силы. Мне казалось, что если я хоть что-то сделаю не сама, то сделано это будет обязательно плохо. Я никому не доверяла, бегала по объекту, старалась всё видеть, за всем проследить: совмещала функции рабочего, десятника, учётчика, прораба. Бывало, каждую машину сама провожу, сама встречу. А крайние точки объекта - за семь километров друг от друга. Вот я и металась с одного конца на другой.
А рабочие ко мне тогда как относились? Думаете, так же, как сейчас? Я ведь не знала, как к ним подойти, как правильно замечание сделать, как хорошую работу отметить. Терялась, руки опускались, сколько раз плакала...
Потом стали меня рабочие уважать. Сначала звали просто Люба, я ведь была моложе всех из них. Теперь зовут Любовь Петровна. Но, честное слово, так и не помню, когда я из Любы превратилась в Любовь Петровну.
Меня часто спрашивают, как я работаю, как добиваюсь высокой выработки, просят рассказать свой самый памятный день на строительстве. А что тут рассказывать? Дни у меня все одинаковые: один день поволнуешься больше, другой меньше. Ведь не всё гладко обходится, бывают и столкновения. Например, приходится «беседовать» с автобазой, с диспетчером района. Чаще всего именно они меня подводят: надо мостить, а материалов нет... Была у нас одна история. Е. И. Сальников называет её «история местного значения», но я о ней всё-таки расскажу.
У меня на участке рабочие - исключительно женщины, а У прораба Шиганова мостовщики - мужчины. Мы соревновались с ними. Нас в то время подводили шофёры: участок Шиганова расположен дальше, чем наш, и шофёрам выгоднее ездить к нему, потому что зачисляются тонне-километры. Вот все машины и катят мимо моего участка, к Шиганову, ему материалы подвозят, а мне нет. У Шиганова мостят, а у нас работа стоит. Тогда я сама пошла на базу АТС и потребовала не только свои машины, но и шигановские. Материалов нам тогда навезли горы! Вот мы и мостили. А Шиганов с тех пор, чуть что, машины не идут, звонит на базу, кричит:
- Возмутительно! Опять Занина мои машины забрала?
Ещё помню случай, когда я поссорилась со своей подругой Фадей Беловой. Мы с ней вместе в институте учились и сейчас в одной комнате живём. Фаля работала прорабом на постройке аварийно-заградительных ворот, и у неё там тоже был небольшой участок мощения. Однажды мои бригады грузили плиточный камень. Звонит Фаля:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.