Рампа Паневежиса

Юрий Маслов| опубликовано в номере №1249, июнь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Широкий социальный срез, присущий «общественной комедии» Гоголя, интересует прежде всего Мильтиниса. Комедия недоразумений обнаруживает высокую обличительную силу. Действие как бы вырывается все время из тесной гостиной дома Городничего на улицу, на площадь, в толпу, туда, где за распахнутыми окнами кипит, бушует жизнь, и снова, словно завершая виток, возвращается сюда, чтобы удовлетворить накаленное любопытство Анны Андреевны и Марьи Антоновны: ах. ну что там ещё случилось, что? Их интересует происходящее в деталях, в подробностях. Но эти подробности адресованы зрителю. Потому что ни жена, ни дочь Городничего не хотят и не могут заметить того, что они открывают: низменность, жестокость, лицемерие и пошлость окружающего мира.

Облаченный властью глава города Сквозник Дмухановский и фитюлька, столичная штучка Хлестаков в спектакле – достойные партнеры, несмотря на то, что Д. Банионис – актер с мировым именем, а Келерис только шагнул на первую ступеньку зрительского признания. Келерис молод. Он моложе двадцатитрехлетнего Хлестакова на два года, что само по себе является фактом уникальным для любого театра, кроме Паневежского.

Воспитание и выдвижение молодых – принцип театра. Четырнадцати-пятнадцатилетними подростками приходят они в студию и начинают трудное постижение актерской профессии, нелегкий путь к мастерству. В театре, как и в жизни, новое всегда приходит на смену старому. Поэтому работа в студии – это работа для будущего. Традиции театра воспитываются и передаются только на сцене. – На сцене для меня все равны, – говорит Мильтинис. – Я никому не отдаю предпочтения, не делаю скидок. И к самым молодым и к самым заслуженным требования одинаковые – высокие. В другом плане разговор для меня невозможен...

И даже об известнейшем своем ученике Донатасе Банионисе он не любит говорить в превосходной степени:

– Большой талант Баниониса подсказал ему дорогу в театр. Характер Баниониса проложил эту дорогу, но... он интересен для меня, как и другие актеры: люблю, доверяю, но не выделяю...

Цельность, принципиальность Мильтиниса неподвластны никаким компромиссам. Вопреки всем авторитетам он всегда остается самим собой, вся его деятельность – нескончаемая учеба, изнурительная работа и вечный поиск.

Читатель вправе спросить: значит, первопричина всех успехов театра заключена в личности его режиссера? Да, без всякого сомнения. Но при этом надо помнить, что народный артист СССР Ю. Мильтинис не только бессменный художественный руководитель театра, но и единственный воспитатель всех поколений актеров своей студии. И если мы ведем разговор о Ю. Мильтинисе, то это разговор и о его учениках, и в первую очередь о народном артисте СССР Д. Банионисе.

Д. Банионис:

«ИСКУССТВО – ЭТО ВОСХОЖДЕНИЕ К ТАЙНЕ»

Впервые нам запомнилось его лицо, когда на экраны вышел фильм В. Жалакявичюса «Никто не хотел умирать», примечательный тем, что всем без исключения действующим лицам отводилась в нем важная роль. Вайткус, сыгранный Банионисом, становится пятым председателем на хуторе, из которого сам недавно подался было к «лесным братьям» и понял: нет, с ними не по пути. Но и новую власть не принимает он до конца, боится ее, как боится расправы бандитов-лесовиков, убивших четырех его предшественников. Среди этой войны не на жизнь, а на смерть фигура Вайткуса оказывается самой драматической – он мечется, бежит от всех сразу, но так и не находит дороги к спасению.

Где бы ни демонстрировался фильм, ему сопутствовал заслуженный успех. На Всесоюзном кинофестивале в Ташкенте актер был удостоен главной награды за лучшее исполнение мужской роли.

Ко времени создания образа Вайткуса за плечами Баниониса были годы оаботы на сиене в Паневежисе.

О театре он мечтал с детства. В первом классе уже играл в самодеятельности. Отец не возражал: больше занятий, меньше свободного времени. Но когда пришел срок выбирать профессию, был краток: «Ты из рабочих, будешь рабочим». И остановился на керамической ремесленной школе, искренне полагая, что она хоть в какой-то мере удовлетворит эстетические запросы сына. Но сына манило настоящее искусство. Поэтому, когда в Каунасе была роздана рабочая театральная студия, куда принимали всех желающих, Банионис записался одним из первых. Мальчишек рабочих кварталов привела в студию любовь к театру. Их повседневные занятия были далеки от искусства. Вацис Бледис учился вместе с Донатасом на глиняных дел мастера. Бронюс Бабкаускас работал в аптечном складе мальчиком на посылках. К. Виткус готовился стать столяром.

– Но все мы были на пути творчества, – вспоминает Банионис. – Мильтинис принес в рабочую студию идею нового литовского театра, который должен был прийти на смену развлекательному буржуазному искусству, на смену ремесленным штампам в актерской игре и в понимании назначения актера.

Идеи Мильтиниса были заразительны. Он покорил учеников силой таланта, образованностью, убежденностью в высокой миссии сценического искусства. Он повел всех за собой, и каждое его слово воспринималось как закон.

Прошли годы. Рабочая студия в Каунасе превратилась в знаменитый Паневежский театр. Ученики выросли, стали опытными, посмотрели мир и показали миру себя, познакомились с самыми различными театральными школами, поработали у других режиссеров, но, как и прежде, они с большим уважением относятся и прислушиваются к каждому совету сво-

его режиссера – от веры в идеи учителя ученики пришли к их глубокому пониманию.

– Только в зрелые годы я до конца постиг, чему учил нас Мильтинис, – говорит Д. Банионис, – и осознал, как правильно он нас взрастил, как верно определил нашу жизненную программу. Мы жили вместе, в одном доме, полностью отдавались работе, учебе, творчеству и снова учебе и работе. Иногда мы, как мятежники, пытались вырваться из-под власти

учителя и его повседневной бдительной опеки во всем. И всякий раз убеждались не в своей, а в его правоте. Некоторые не выдерживали жестких

законов нашей коммуны – уходили, но тот, кто оставался, достигал высокого мастерства и большой культуры.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены