В июне 1972 года начался Всесоюзный фестиваль советской молодежи, который проводится в честь 50-летия образования СССР. В программе этого всесоюзного смотра — районные, городские, областные, краевые и республиканские фестивали. 24 июня 1973 года в День советской молодежи в Москве состоится финал. В этом празднике комсомольцев и молодежи примут участие лауреаты фестиваля. Из их числа будут отобраны лучшие коллективы и исполнители, которые отправятся на X Всемирный фестиваль молодежи в Берлине.
Во первые лауреаты известны уже сегодня. Об одном из них, народном коллективе Ансамбля народного танца Дворца культуры автозавода имени И. А. Лихачева, награжденном дипломом 1 степени Московского городского фестиваля, рассказывает «Смена».
Фестиваль, конечно, прибавил всем нам азарта и вдохновения, — говорит мне художественный руководитель ансамбля автозаводцев заслуженный артист РСФСР Василий Иванович Губин. — Но ведь не только нам. Я видел, с каким подъемом выступают другие — например, ансамбль «Колхида» Измайловского ДК строителей, ансамбль русского танца ДК завода «Каучук», танцевальный коллектив ДК завода «Красный богатырь», — и думал: хорошо, если на заключительный концерт у нас отберут два-три номера. А отобрали-то пять! После концерта в Центральном доме культуры железнодорожников ко мне подходили друзья и спрашивали: «Скажи-ка по совести, неужели среди ваших солистов нет профессионалов?»
Даже сейчас это воспоминание заставляет Губина рассмеяться:
— Нет, мы профессионалов взаймы не берем. А вот наших ребят нередко приглашают профессиональные ансамбли. Автозаводцы танцуют в Краснознаменном ансамбле песни и пляски Советской Армии, в танцевальных группах Омского и Волжского народных хоров, даже в Государственном ансамбле народного танца СССР. Но не подумайте, что за такими приглашениями автоматически следует согласие. Нет. Вот, например, наша солистка — старшая медсестра Надежда Яренкова отказывалась от очень соблазнительных предложений. «Я танцую ради удовольствия, — говорит она, — и не собираюсь менять профессию».
Руководителей профессиональных коллективов нетрудно понять, потому что танцуют автозаводцы действительно отлично. И дело не только в хорошей хореографической технике. Меня поразило удивительное соответствие между художественной идеей каждого танца и средствами, которыми он выражен. Вот, скажем, татарский танец «Ухажер» (солисты Елена Рожкова, Людмила Дейкова и Владимир Ильчинин). Однажды, увидев Володю Ильчинина, известный хореограф профессор Т. С. Ткаченко сказала: «Так точно передать национальный характер может только человек, родившийся в Татарии». Но московский слесарь Владимир Ильчинин никогда в Татарии не был. Характер народного танца он постигал здесь, во Дворце культуры ЗИЛ. Володя настолько восприимчив к специфике национального танца, что, даже импровизируя новые движения, никогда не сбивается на экзотическую «клюкву». Хорошая техническая подготовка, артистическая чуткость души да еще природный юмор — и, пожалуйста, рождается комический образ ухажера, который пытается «завоевать» сразу двух девушек. Он делает возможное и невозможное, чтобы понравиться и той и другой, и вдруг, обернувшись, обнаруживает: девушек нет. И тогда он выпрямляется и уходит, чуть-чуть испуганный и в то же время чопорный, стараясь сделать вид, что ничего не произошло.
Все участники ансамбля и педагоги понимают друг друга с полу-взгляда, с полуслова. Это взаимопонимание объясняется просто: в ансамбле очень много и очень напряженно работают. Артисты старшей группы занимаются три раза в неделю часа по четыре в день. Нагрузки у детей и подростков, естественно, меньше. Но и они часа по два проводят в танцевальном зале.
Я был на репетициях и смог убедиться, что Губин хоть кого заставит плясать.
— Ребята, ребята! — Не в силах усидеть на месте, балетмейстер вскакивает со стула. — Да разве так надо делать выпад? Разве так? Ведь это должен быть вызов, а вы просите... Разница все-таки!
А показывая девушкам фрагмент белорусского танца «Янка», он с такой легкостью и точностью выбил звонкую дробь, что в тот момент было просто невозможно поверить: Василию Ивановичу Губину 57 лет...
— Вот как надо. Без промаха. В цель. Как по копеечке...
Кстати сказать, «Янка» — один из труднейших танцев. Артисты должны все делать в темпе, в движении да еще все время «быть в образе». Длится танец около пяти минут, в течение которых у исполнителей нет ни секунды для передышки...
Отрабатываются трюки. Сложные прыжки, замысловатые присядки, акробатические номера, а солисты — повар Николай Курбатов, десятиклассник Виктор Кривцов, строитель Николай Рагозин — улыбаются.
— Без улыбки нельзя, — говорит Губин. — Ведь танец — это радость в движении. А если ты этого не чувствуешь, тогда лежи на диване, отдыхай, делай что хочешь, только не выходи на сцену. — И тут же, прервав объяснение, делает замечание Кривцову:
— Витя, как же ты исполняешь ползунок? Ведь ты же не мебель перетаскиваешь, а лежишь на воздухе... А где улыбка?
И Витя, стряхнув капельки пота, улыбается...
Я был на концерте Ансамбля народного танца ЗИЛ, посвященном присвоению ему звания народного коллектива. Дворец культуры ЗИЛ был полон. А на сцене сидели руководитель ансамбля В. И. Губин, педагоги А. М. Михайлова и О. В. Теплова. И все выходили и выходили представители крупнейших московских самодеятельных коллективов, читали приветственные адреса, а юбиляры лишь смущенно улыбались в ответ и благодарно прижимали руки к груди.
Да, за тридцать пять лет своего существования ансамбль автозаводцев завоевал широкую популярность. И каждый их новый успех — а совсем недавно они стали победителями декады самодеятельных коллективов Москвы — находит живой отклик у многотысячной армии энтузиастов самодеятельного искусства столицы.
А потом я видел красочные, яркие танцы и под восторженный шум и аплодисменты вспоминал рассказ Губина о том, как он пришел в искусство.
Родился в деревушке под Тулой, в бедной семье. В детстве батрачил. Лет в 12 приехал в Москву. Учился в школе, а потом в студии при театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.