Радость в движении

Андрей Михайлов| опубликовано в номере №1100, март 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Я и сам не могу поверить, что вот стал балетмейстером, а до этого 20 лет танцевал в профессиональных ансамблях... Помню, однажды приехала в Москву моя мать. Я пригласил ее на концерт в Колонный зал Дома союзов. Там наш ансамбль ВЦСПС выступал. Пришел домой поздно, лег спать. Утром просыпаюсь, а над кроватью мать стоит, смотрит на меня и плачет: «Что же ты, милый, вчера выделывал? И крутился и вертелся... Не человек, а прямо юла. У тебя, наверное, все внутри перепуталось...» Так я и не смог успокоить мать, объяснить ей, что я счастлив и что, если отнять у меня народный танец, мне и жить-то незачем. Так уж получилось: отец у меня тележного скрипа боялся, а я артистом стал...

Я не знаю, как можно привить артистизм. Губин считает, что это должно быть у человека в крови. Считать-то считает, но тем не менее ухитряется одними только ему известными способами пробудить в исполнителе и темперамент, и лирику, и юмор — словом, все то, что и называется артистизмом.

В Ансамбле народного танца три группы. В первой (Губин зовет их «малышами») 36 человек. Их возраст от 11 до 13 лет. Во второй — 30 мальчиков и девочек 14 — 15 лет. И, наконец, в основной группе 50 человек. Я спросил у В. И. Губина, с кем ему труднее всего работать. Он без раздумий ответил: «С малышами. О, это такой народ!» И в той интонации, с которой он это сказал, я почувствовал, что с народом этим действительно ох как нелегко...

— Требования у них максималистские. И к танцу и к педагогам. Вот только к себе они порой чересчур уж снисходительны. Бывает, обратишься к кому-нибудь из них с нравоучительным монологом, а потом всю ночь до утра эту речь дорабатываешь. Родители благодарят. Воспитываете, говорят. Что же, наверное, и в самом деле воспитываем. И, может быть, нам это легче, чем кому-либо другому. Потому что наши помощники — музыка, танец, а это великолепные воспитатели.

Да, балетмейстер в самодеятельном ансамбле должен быть педагогом. И со взрослыми иногда не легче, чем с «малышами». Мне рассказали о таком эпизоде. В одном из номеров солистами были шестнадцатилетний юноша и сорокалетний ветеран. И балетмейстер решил однажды заменить его молодым танцором. А ветеран обиделся и почти год не занимался. И когда он снова пришел, балетмейстер был счастлив.

— Как же, — вспоминает Губин, — как будто родной человек вернулся... Для меня это был такой урок! И я стараюсь быть со своими ребятами как можно более бережным и внимательным. Ведь каждый участник нашего ансамбля нам одинаково дорог. И каждый неповторим. Кстати сказать, сын того самого ветерана сейчас тоже у нас танцует. Так что, как видите, рождается танцевальная династия рабочих-автозаводцев...

А каким представляется В. И. Губину будущее ансамбля, скажем, через пять лет?

— Наш коллектив растет, и уже через два-три года у нас будет человек 150. Кроме того, наберем группу мальчиков человек тридцать и столько же девочек. Со временем они станут нашими ведущими артистами. Мы сможем значительно расширить репертуар; в наших постановках будут тогда участвовать не 10 — 12 пар, как сейчас, а 16 — 20.

Губин говорит мне, что в творческом отношении для него всегда был примером Государственный ансамбль народного танца СССР, которым руководит Игорь Моисеев.

— Моисеев сказал как-то, что мечтает превратить свой коллектив в ансамбль-театр. Что это значит? Ну, скажем, в классическом балете есть единая сюжетная линия: завязка, кульминация, финал. А нельзя ли и народные танцы демонстрировать не как отдельные концертные номера, а как целостную композицию, своего рода спектакль, пронизанный основной художественной идеей? Эта проблема меня очень занимает. Мы пытались уже создавать кое-что в этом плане: «Автозаводскую сюиту» и «Разгром немцев под Москвой». Такая работа, как мне кажется, интересна не только для балетмейстера, но и для всех участников ансамбля, потому что развивает художественное мышление, помогает воспитать настоящую артистическую культуру...

Что ж, у народного коллектива Ансамбля народного танца ЗИЛ есть все возможности для реализации самых смелых планов. А завод для них не скупится. Сейчас идет реконструкция Дворца культуры. В самое ближайшее время ансамбль получит два новых танцевальных зала, новые душевые, раздевалки, комнату отдыха.

Фестиваль... Он стремительно движется к своему финалу, расцвечивая всю страну яркими красками, наполняя ее музыкой, радостными ритмами увлеченного, идущего от сердца искусства. Я не знаю, будут ли отмечены автозаводцы на следующем этапе фестиваля, но думаю, что не это самое главное. Так же, как в олимпийском движении, в фестивале советской молодежи действует принцип: «Главное — участие». И Ансамбль народного танца ЗИЛ, без всякого сомнения, один из самых достойных участников всесоюзного смотра молодежи. Энергия и оптимизм его артистов, воплощенные в движении, всегда будут вызывать ответную реакцию зрителя, радостное и благодарное движение его души.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Канатоходцы

Фантастический роман