Хочется смеяться и плакать от счастья, когда над тобой голубое бездонное небо и яркое солнце, а вокруг без конца и края степь. Ты чувствуешь, как все твое существо переполняется силой, желанием сделать что - то очень большое, принести людям радость.
В степи, в маленькой деревушке. прошло мое детство, в степи и родилась мечта стать актрисой...
И вот и а Москве. На студенческой сцене Всесоюзного института кинематографии мной сыграны роли Авдотьи по роману Г. Николаевой «Жатва», Марьяны по повести Л. Толстого «Казаки» и Катюши Масловой в «Воскресении», Агафья Тихоновны из «Женитьбы» Н. Гоголя и, наконец. роль Колом бы в одноименной новелле П. Мериме, которая явилась моей дипломной работой.
Учеба в институте под руководством опытных педагогов, профессора С. Герасимова и доцента Т. Макаровой, дала мне очень многое для понимании основ сценического искусства. Каждая беседа с преподавателями, каждая лекция открывали перед нами, студентами, новые горизонты.
Когда я училась на 3 - м курсе, на мою долю выпало огромное счастье - меня пригласили играть Наталью в новой кинокартине «Тихий Дон». Помню, когда еще в юности и впервые прочитала этот роман, то все свои симпатии сразу отдала Наталье. Именно Наталье, а не Аксинье и не Дуняшке. Меня поражали ее скрытая сила, ум, необычайная чистота и верность любви. Часто я уходила в степь и там вслух, сама себе, ветру и солнцу читала страницы «Тихого Дона»...
И вдруг теперь, спустя несколько лет, мне поручают играть Наталью! Я старалась донести до зрителя образ таким, каким его создал Михаил Шолохов, каким он живет в воображении сотен тысяч читателей. Не обеднить образ - вот что было главным для меня!
И снова я в степи, теперь уже на берегу тихого Дона, на хуторе Диченском, где проходили съемки картины. Я старалась думать, говорить, ходить по - казачьи. Ночью бродила по стели. Над спящим хутором вставала луна. Она завораживала когда - то мою Наталью. Вот в такую же ночь в арбе лежали Наталья с Григорием, и он говорил ей страшные слова: «Не люблю я тебя. Ты, как этот месяц, не холодишь, не греешь».
Готовясь к съемке той или иной сцены, я как бы переживала вместе с героиней. Сама ткань шолоховского романа настолько богата содержанием, что нам, актерам. нужно было только глубоко, до конца прочувствовать, пережить каждую сцену. Для меня очень сложной оказалась сцена грозы, когда измученная, оскорбленная Наталья исступленно кричит, обращаясь к богу. Несколько раз принималась я за эту сцену, обдумывала и переживала ее вновь и вновь, уходя далеко в степь, чтобы никто не видел и не слышал моих слез и проклятий. Самое главное было заставить себя думать, как думала героиня. Тогда рождались правильные чувства, поступки, движения.
И вот последняя сцена, последняя съемка.
... Кончилась работа над образом. Но как больно расставаться с ним! Я все еще продолжаю жить Натальей. Мне хочется дополнить ее какими - то красками. какими - то новыми находками, однако теперь я только зритель.
Но уже предстоят съемки в другом фильме.
В «Поэме о море» (по сценарию А. Довженко) я играю Катерину, молодую девушку - комсомолку с романтическим характером и трудной судьбой. Для понимания этого образа многое дали мне занятия с Александром Петровичем Довженко.
Меня познакомила с ним его жена, Юлия Ипполитовна Солнцева - режиссер этого фильма. Помню, в тот день мы сидели на скамье под ветвистой яблоней. Просто и очень серьезно, как с равной, разговаривал со мной этот чуткий художник и режиссер. Он говорил о своей поездке в Новую Каховку, о строителях, с которыми встречался и которые стали героями его фильма. Передо мной открылся мир сильных я смелых людей. Начались репетиции и кинопробы... После смерти Довженко над фильмом продолжает работать Ю. И. Солнцева. Трудно сейчас сказать, каким получится фильм, но весь наш коллектив работает с необыкновенным подъемом.
Вот и вся моя небогатая биография. Только в этом году я защитила диплом, кончила институт. Я стою в самом начале пути. И мне очень хочется, чтобы каждая моя следующая роль несла людям радость познания, радость открытия нового человека.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.