Когда белоснежный турбоэлектроход «Балтика» пересекал Атлантику, океан был спокоен. Зато на американском берегу разыгрывалась политическая буря, поднявшаяся в Соединенных Штатах в связи с предстоявшим приездом туда главы Советского правительства Н. С. Хрущева. Именно это породило страх официальных кругов Америки, почувствовавших, что на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН будут поставлены самые актуальные международные проблемы, решения которых требуют все честные люди, что на этой сессии не слащавые речи, а конкретные дела в пользу мира будут иметь решающее значение.
Давно известно, что страх - плохой советчик. Боязнь правительства США предстать перед крупнейшим международным форумом в «платье короля» явно помутила разум высокопоставленных лиц из госдепартамента. Они начали (впрочем, далеко уже не первый раз) совершать одну глупость за другой. Дипломатическое ведомство мистера Гертера решило ограничить пределами острова Манхеттен район передвижения Н. С. Хрущева под предлогом «необходимости обеспечения его личной безопасности». Эти возмутительные полицейские меры, опозорившие их инициаторов перед всем миром, вызвали должную реакцию и в самих США и во всем мире. Так, например, ливанская газета «Ан - Нида» подчеркнула, что подобные действия «представляют собой очередной пример глупости и неуважения к общепринятым международным правилам. Они свидетельствуют о том, что американским правящим кругам ненавистна сама идея ослабления международной напряженности».
Пытаясь хоть как - то оправдать свое решение, правящие американские круги попробовали утверждать, что инициатива Советского Союза и поездка Н. С. Хрущева на сессию Генеральной Ассамблеи будто бы объясняются лишь стремлением «поставить Соединенные Штаты в затруднительное положение».
Над этой попыткой свалить с больной головы на здоровую можно только посмеяться. Ведь всему миру известно, что никто лучше правительства Эйзенхауэра не умеет ставить США не только в затруднительные, но даже в безвыходные положения.
Нет, никогда руководители Советского государства не совершали поездок в другие страны с иными целями, кроме защиты святого дела мира на нашей планете, обеспечения мирного сосуществования и укрепления дружбы народов. Не ради прогулки отправился за океан Никита Сергеевич Хрущев.
Мы живем в самое бурное время развития человечества. Наш век стал веком борьбы за свободу, когда народы стряхивают со своих плеч чужеземное иго. Середина двадцатого столетия явилась временем величайших и многообещающих открытий стремительно развивающейся науки. Но еще далеко не все прекрасно в нашем мире. Радость и счастье еще не вошли в дом каждого человека на земле. Сотни миллионов людей на разных континентах влачат голодное и полуголодное существование. Человечество испытывает глубокое чувство тревоги за свое будущее, ибо гонка ядерных вооружений таит в себе грандиозную опасность возникновения чудовищной, истребительной мировой войны.
Все эти и другие животрепещущие проблемы современности не терпят отлагательства. А их плодотворное рассмотрение возможно только на сессии Генеральной Ассамблеи с участием самых ответственных государственных деятелей стран мира. Вот поэтому глава Советского правительства и отправился в Нью - Йорк, а его примеру последовали ведущие государственные деятели многих других стран.
Не удивителен поэтому колоссальный интерес, проявленный представителями американской прессы, радио и телевидения к работе сессии задолго до ее начала. Но не так - то легко было получить пропуск в здание на Ист - Ривер. Виноваты тут отчасти архитекторы и инженеры, проектировавшие здание штаб - квартиры Организации Объединенных Наций. Шестнадцать лет назад они исходили из расчета, что в ООН будет представлено не больше семидесяти - семидесяти пяти стран, а в работе нынешней XV сессии приняли участие делегации уже почти ста государств...
Более двух тысяч журналистов приехали в Нью - Йорк, чтобы освещать ход сессии, однако далеко не всем из них удалось получить место в зале, где происходили пленарные заседания. «Сотрудники ООН, - сообщала «Нью - Йорк таймс», - даже не рассматривают просьб корреспондентов американских газет, имеющих тираж менее ста тысяч экземпляров». Американская печать вынуждена была признать, что такой невиданный интерес вызван присутствием на сессии главы Советского правительства. Газета «Вашингтон пост энд Таймс геральд» опубликовала 22 сентября статью своего обозревателя Диксона, в которой говорилось: «В день, когда с «Балтики» сошел Хрущев, я не был во всех городах, но могу биться об заклад, что все газеты писали о нем. Никсон и Кеннеди могут быть уверены в том, что о них пишут на первых полосах только в тех городах, где они находились. И даже там, чтобы попасть на заметное место, им нужно было что - нибудь сделать или что - нибудь сказать. Хрущев же, только проехав по Парк - авеню, мог быть уверен в том, что в городах за тысячу или за десять тысяч миль будут о нем писать на самых видных местах».
В этих словах, принадлежащих перу журналиста, которого никак нельзя заподозрить в сочувствии коммунистам, нет и тени преувеличения. Не только Нью - Йорк, но и вся Америка находится под впечатлением приезда Никиты Сергеевича Хрущева.
Необходимо отметить, что все это происходило после бесчисленных призывов госдепартамента к прессе «хранить молчание» по поводу приезда главы Советского правительства, после обращения президента Эйзенхауэра к американцам с просьбой «проявить сдержанность» и никоим образом не выказывать симпатий советскому премьеру. Как показала жизнь, бредовая идея озлобленных и потерявших голову деятелей не нашла поддержки ни в печати, ни у честных американцев. «Заговор молчания» провалился потому, что его организаторы не учли общественное мнение Америки, да и вообще Запада, который хочет знать, когда же наконец мир обретет спокойствие и будет положен конец «холодной войне». Все люди доброй воли на нашей планете чувствовали сердцем, что глава Советского правительства в своем выступлении непременно скажет о тех проблемах, которые уже столько лет волнуют все человечество.
И вот слова, которых ждал весь мир, прозвучали с высокой трибуны Генеральной Ассамблеи.
Второй раз в истории ООН взошел на ее трибуну товарищ Хрущев. Его речь, исполненная неотразимой логики и силы правды, убедительно показала, что в настоящее время имеются все предпосылки и условия для осуществления прекрасных помыслов человечества. Это мудрые слова, проникнутые искренней заботой о судьбах мира, о жизни всех людей на земле.
Вот уже который год мир является свидетелем, как один за другим поднимаются народы колоний, изменяя политическую карту земного шара, на которой появляются все новые и новые государства, освободившиеся от тяжелого колониального гнета.
За последние пятнадцать лет около полутора миллиардов людей, то есть половина населения земли, сбросили оковы колониализма. Прогнила и распадается вся колониальная система, отжившая свой век. Но, как и все реакционеры, колонизаторы пытаются повернуть вспять колесо истории, отвести назад стрелки часов колониального господства, которые готовы пробить двенадцать ударов. Они не брезгуют никакими методами для того, чтобы отдалить свой неминуемый крах: раздувают огонь военных конфликтов, плетут сети заговоров, пытаются задушить неокрепшие государства экономической блокадой. Но нет на свете таких сил, которые могли бы остановить борьбу народов за свое освобождение, ибо это великий исторический процесс.
- Пора наконец покончить с отвратительной системой порабощения, узаконенного и длительного грабежа, дискриминации племен и народов, - сказал Никита Сергеевич.
Проблема разоружения - вопрос вопросов, который волнует все человечество. И это не случайно. Гонка вооружений, принявшая в наши дни чудовищные темпы и масштабы, оказывает столь пагубное воздействие на все стороны жизни современного общества, что мириться с ее продолжением больше нельзя. Военные расходы всех стран мира превышают сто миллиардов долларов в год. В военной сфере сейчас занято сто миллионов людей, то есть больше, чем все мужское население Западной Европы. Все это, учитывая колоссальную разрушительную силу современного оружия и его огромные запасы, не позволяет больше народам медлить с решением этой проблемы.
Выступая с трибуны Генеральной Ассамблеи, Никита Сергеевич во всеуслышание заявил, что Советский Союз сделает все от него зависящее, чтобы полное и всеобщее разоружение стало фактом, чтобы человечество было избавлено от гонки вооружений и угрозы новой истребительной войны. Эта решимость была подтверждена «Основными положениями договора о всеобщем и полном разоружении», внесенными Советским правительством на рассмотрение сессии Генеральной Ассамблеи. Отличительная черта новых советских предложений состоит в том, что они тесно увязаны с конкретными условиями и запросами сегодняшнего дня, в том, что они составлены с учетом всего полезного, что содержалось в пожеланиях западных держав. Это делает новую программу еще более реалистической, конкретной и действенной.
От имени Советского правительства товарищ Н. С. Хрущев внес также на рассмотрение ООН предложения, направленные на повышение ее роли как форума, содействующего успеху принципов мирного сосуществования государств с различным социальным устройством. Общность интересов всех государств в сохранении мира - таков тот фундамент, на котором должна стоять Организация Объединенных Наций.
... Идут исторические дни. Работа XV сессии ООН продолжается. Насыщенность событиями настолько велика, что пресса едва успевает освещать их, а общественность - усвоить их смысл и значение.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.