На студии «Ленфильм» закончена работа над экранизацией рассказа Ф. М. Достоевского «Кроткая».
Фильм явился первым сценарным и режиссерским опытом народного артиста СССР Александра Борисова. До сих пор он только снимался. Академик Павлов, Мусоргский, соратник изобретателя радио Попова Рыбкин, советский ученый в «Верных друзьях» - вот неполный список его ролей в кино.
- К своей новой и необычной роли я приступил с трепетом, - рассказывает Александр Федорович. - «Кроткая» для меня проба сил на труднейшем поприще кинорежиссуры.
Сценарий фильма был сделан А. Борисовым совместно с А. Гольбуртом еще четыре года назад. Малоизвестный рассказ писателя, написанный им за пять лет до смерти и вошедший в его «Дневники», привлек сценаристов силой протеста против несправедливой жизни, калечащей судьбы честных людей.
Роль Кроткой А. Борисов поручил молодой Ие Саввиной, в прошлом году дебютировавшей в «Даме с собачкой». Ростовщика играет народный артист республики Андрей Попов, Лукерью - ленинградская артистка В. Кузнецова.
Могут быть рейсы трудные и легкие, короткие и длинные. Но полосатый?.. Такого не бывает!
Однако судите сами. Из цейлонского порта Коломбо в Одессу на торговом пароходе отправили десять тигров, одного льва и обезьяну. В пути с необычными пассажирами случается множество приключений...
«Полосатый рейс» - цветная комедия, ставит ее режиссер Владимир Фетин. Любопытно, что и первый его фильм - дипломная работа «Жеребенок» (по рассказу М. Шолохова) тоже создавался на «зверином материале». Сценарий «Полосатого рейса» написан А. Каплером и В. Конецким.
... В Ленинграде, за мостом лейтенанта Шмидта, стоит старый пароход «Матрос Железняк». Он был предоставлен кинематографистам для экспериментов: прежде чем отправиться на съемки в Одессу, они решили провести пробы и дать возможность четвероногим «актерам» освоиться.
Комедии вообще снимать трудно. Но если там, где играют актеры, можно добиться хорошего результата, отсняв дополнительные дубли, то с тиграми лишних дублей не снимешь.
Часами в ожидании подходящего кадра сидят у решетки, огородившей палубу, оператор Д. Месхиев и режиссер В. Фетин. На палубе - тигры и два человека: режиссер по дрессировке К. Константиновский и известная укротительница Маргарита Назарова.
- Пусть Пурш ляжет, Маргарита Петровна, - говорит Фетин, - вы ему перевяжете косынкой лапу.
Назарова пытается уговаривать тигра и наконец прибегает к испытанному средству - садится на Пурша верхом. Он это любит и только тогда ложится.
Затем к Пуршу подходит Константиновский. Они будут бороться, человек и тигр. Константиновский теребит, дразнит Пурша. Тигр пытается уйти - это не удается. Он начинает сердиться, рычать... Чуть слышно стрекочут камеры съемочных аппаратов. Кадр удался.
Пурш, Рада, Найда и Байкалиха - «киноактеры» опытные. Однако участие в «Полосатом рейсе» необычно и для них. Если раньше им приходилось сниматься либо в тайге («Опасные тропы», «Звероловы», «Человек и зверь»), либо на манеже цирка («Укротительница тигров»), то в новой картине им придется прыгать в воду, плыть в море. А какая кошка любит воду?
«Освоение» на «Железняке» закончилось, вся съемочная группа сейчас в Одессе.
В картине снимаются популярные артисты - А. Грибов, В. Белокуров, Е. Леонов. Роль Мариши исполняет дрессировщица Маргарита Назарова.
«Полосатый рейс» начался.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть. Продолжение. Начало см. в «Смене» №№ 17 и 18