Олегу так и не довелось поступить в медицинский. Он устроился лаборантом в учебном заведении, где работали его родители. Через год судимость за прилежное поведение с него сняли. Он опять решил поступать. И поступил. В одно из высших военно-политических училищ. Выпускники этого училища приходят в армию заместителями командиров подразделений по политико-воспитательной работе. В войну таких людей называли комиссарами.
Понятно, принимаются туда юноши, обладающие безупречными моральными качествами. Таким, по документам, был и курсант Томилин. Комсомолец, отменная характеристика с места работы, оценки в аттестате — любо-дорого поглядеть... Было, правда, одно пятнышко: в учетных комсомольских документах значилось, что в свое время ему был объявлен выговор. За утерю комсомольского билета. Однако придавать этому значения не стали. У кого, мол, не бывает ошибок...
И опять все, казалось бы, складывалось удачно, все неприятности остались позади. Олег успел даже перейти на второй курс. И тут разразился скандал. Выяснилось, что образцовый курсант не только скрыл свою бывшую судимость, обманул — уже вторично — строгую приемную комиссию. Он обманул и секретаря комсомольской организации того учреждения, где работал прежде. Сказал, что просто потерял комсомольский билет. И без труда получил новый, правда, в придачу с выговором. Но что означала подобная мелочь по сравнению с былыми неприятностями!
И опять Олега отчислили, как говорится, с треском. Сейчас он служит в армии. Эхо скандала докатилось и до уважаемого учебного заведения, где трудится отец Олега. Крупные неприятности были и у него. Поговаривают даже, что теперь ему не пройти грядущую переаттестацию...
В чем же истоки цинизма человека, только-только вступающего в самостоятельную жизнь? Вернемся к событиям двухлетней давности. Незадолго до того злополучного дня, когда Олег ударил ножом своего приятеля, в классе проходили «Преступление и наказание». Одноклассники и сейчас помнят, как он, щеголяя подробным знанием текста, блестяще отвечал на уроке. Обидно за авторов великих книг (их, я знаю, Олег прочел во множестве), что безуспешно пытались сеять в нем доброе, разумное, за учителей, так и не научивших подростка ответственности за свои поступки. Да, они преподали ему основы разных наук, но не позаботились о том, чтобы привить основы нравственности. Домашние же уроки внушали: чтобы успешно следовать по течению жизни, необязательно быть, важнее казаться.
Как и многие выпускники, он получил аттестат, хорошую характеристику, имел в кармане комсомольский билет... И все-таки в дорогу он вышел налегке, не обремененный багажом духовным. Нравственным ценностям в семье Томилиных отводилась роль довеска к жизненному благополучию, к успеху, достичь которого, как полагали родители, можно любыми средствами, даже идя «по головам».
Не оттого ли в молодом человеке росло неукротимое чувство вседозволенности? Еще не истек срок наказания за совершенное преступление, как он, не сомневаясь в своем моральном праве лечить людей, подает в медицинский. Едва пережив публичный позор при поступлении, не колеблясь, цинично обманывает комсомольского секретаря. Дальше — больше. Поступает в военно-политическое училище, то есть объявляется среди тех, кому предстоит воспитывать моральные качества в молодых воинах. Не останови его, где бы он еще мог возникнуть, этот «воспитатель» с преступлением за плечами и серией обманов, нанизанных один на другой?
В определенном смысле он вызывает жалость. Ибо я убежден: «прохиндиада» Олега — результат не столько его личного ловкачества, сколько плод стараний родителей, сделавших сына безвольным исполнителем своих честолюбивых мечтаний, ради этого попиравших нравственные устои, беспощадно подвергавших его психику очередным «испытаниям». Родители — радетели.
Но не только о них сейчас речь. Правда рано или поздно выплывает наружу. Случилось так и здесь. Первыми забили тревогу бывшие одноклассники, случайно оказавшиеся в учебных заведениях, куда поступал Олег. Именно они. А вот те, кому надлежало сделать это по должности, келейно выдавали положительные характеристики, «восстанавливали» Олега в комсомоле, допускали к вступительным экзаменам, не могли или не хотели разобраться в том, что входило в их прямые обязанности. Уступали нажиму и шли на компромиссы там, где компромиссов быть не должно. Сегодня мы понимаем, что бороться с этим злом можно одним средством — гласностью.
Вот почему мы так подробно остановились на этой в общем-то нетипичной, но поучительной истории. Не очень рассчитываю на разумение родителей Олега. Вряд ли они способны осознать меру своей вины в том, что случилось с сыном. Они до сих пор уверены, что хотели ему только добра. Добра ли? Боюсь, что и это понятие сужается ими до рамок этакого обывательского благополучия. Ведь если разобраться, не о сыне они заботились, не о том, каково ему будет в дальнейшей жизни, — себя тешили. Чтоб было «не хуже, чем у других».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Что за люди сотворили эти чудные художества? И легко ли появляются на свет сказочные домики, и летучие колесницы, и скульптуры, словно живые?
Знаете ли вы своего участкового инспектора?
Повесть