Бываете ли вы в библиотеке? — задавала я вопрос своим собеседникам — молодым рабочим и студентам.
— Бываю.
— Иногда захожу.
— Да у нас дома книг навалом.
— Не знаю даже, где наша районная находится.
Замечено: молодой читатель посещает библиотеки по месту жительства от случая к случаю. И в них не задерживается, сводя взаимоотношения лишь к функции взять-вернуть книгу. (Что, впрочем, не исключает интереса к книге как таковой, поиски «самых-самых», частный книгообмен.) Днем в библиотеке микрорайона — пустыня, а вечером и в воскресные дни не протолкнуться, и о том, чтобы посоветоваться с библиотекарем, на какой же книге остановить выбор, смешно и думать. Очередь, как в магазине, тут же приведет к порядку...
Разумеется, малые размеры помещения — проблема. Но не только в площади дело. Автору довелось видеть на БАМе в «бочке» импровизированную библиотеку-клуб, в которой читали стихи, пели, играли в шашки. Нет, самое главное — атмосфера высокой духовности, характерная для настоящей библиотеки, она, именно она сплачивает сотрудников и читателей.
Мне повезло, я знаю такую библиотеку, где всегда народ, и споры, и разговоры, и... мысли. Где читают, слушают музыку, смотрят слайды и фильмы, занимаются в многочисленных клубах по интересам, изучают иностранные языки, консультируются с психологом о выборе будущей профессии. Где создают пластинки и книги. Встречаются с замечательными людьми. Где даже проводятся дискотеки. В воскресные дни здесь тесновато, но завсегдатаи на это не сетуют.
Двадцать лет назад, когда рождалась первая в нашей стране республиканская юношеская библиотека, носящая теперь имя 50-летия ВЛКСМ, было немало споров, чем же ей от других библиотек отличаться, да и нужна ли она вообще.
На спорные вопросы ответила сама библиотека. Юношеская библиотека, не имеющая аналогов ни в одной стране мира. Уникальность ее прежде всего в принципиально новой структуре: здесь есть отделы, которые еще недавно вписывались разве что в штатное расписание научно-исследовательского института. Какой новинкой в библиотечной практике был, например, отдел социологии и психологии чтения юношества. Или отдел профессиональной ориентации со штатным психологом (он, кстати, в ближайшем будущем перерастет в районный центр профориентации), отдел искусств, технического творчества молодежи, экологии... И все это в обычной библиотеке, которая благодаря этим новшествам стала неким эталоном, примером для подражания.
Наверное, одно из счастливых обстоятельств, сопровождающих каждое большое, а, следовательно, и невероятно трудное дело, заключается в том, что Дело непременно объединяет вокруг себя подвижников. Людей, обладающих удивительным зарядом жизненной энергии и целеустремленности, защищенных лучше любой брони своим альтруизмом, убежденностью и нежеланием иных благ, кроме блага Дела, людей, которые проходят долгий путь борьбы с не верящими в необходимость их Дела и побеждают рано или поздно, потому что подлинного подвижника победить невозможно. Он неподкупен, лишен ложного честолюбия и амбиций и не участвует в гонке за мнимыми ценностями. Прибавим к перечисленному редкостное терпение, выдержку, умение уважать людей, даже если их взгляды не совпадают с твоими собственными, — все эти качества присущи в полной мере директору библиотеки Ирине Викторовне Бахмутской. Имя это неразрывно связано с созданием и жизнью библиотеки...
Встреча с подвижником всегда удача. Знаю, как непросто работать бок о бок с такими людьми, как трудно им «соответствовать», дорасти до них. Порой мы и не задумываемся, какое везение выпало на нашу долю.
«Просветитель». Достойное, незаслуженно забытое слово. Именно оно и пришло в голову при первой встрече с Ириной Викторовной. Как всякая настоящая «книжница», живущая книгой и среди книг, Ирина Викторовна отличается завидной эрудицией не только в том, что касается библиотечных проблем. Но, как пришлось мне убедиться, по-настоящему увлеченно и серьезно говорит она только о Библиотеке, ее заботах, проблемах и трудностях, перспективах и целях. А главная цель очень конкретна: воспитание той самой гармоничной личности, о которой так много говорят и которая так редко встречается в жизни.
— В тесной связи со своими читателями — а среди них молодежь самых разных профессий — мы видим свою задачу. Нельзя воспитывать молодого человека, не зная его пристрастий, склонностей, — считает Ирина Викторовна. — В идеале надо не просто знать интересы читателя, но и прогнозировать их. Вот, например, сама жизнь подсказала нам актуальность создания отделов экологии, профориентации, технического творчества. Ежегодно совместно с ЦК ВЛКСМ мы проводим анкетирование десяти тысяч молодых читателей для того, чтобы выяснить, какой представляют они современную библиотеку и что от нее хотят. Выясняется, что большинство хотело бы изучать с помощью библиотеки и в стенах ее иностранные языки, активнее пользоваться кинофотофономатериалами, получать квалифицированные консультации библиотекарей по самым разным жизненным вопросам. И, конечно же. общаться.
«Скажи мне, что ты читаешь, и я сказку тебе, кто ты», — наверное, можно так перефразировать сегодня старую пословицу. Когда у замечательного советского писателя, редкостного книгочея и книголюба И. Бабеля спросили, сколько книг надо прочесть за всю жизнь, он ответил: «Не более ста пятидесяти». «Каких именно?» «О, для того, чтобы это понять, надо предварительно прочесть пять тысяч».
Думается, писатель был не так уж далек от истины.
Что читать, в каком количестве? Соответствует ли круг юношеского чтения нравственным, духовным требованиям дня? И какой он — сегодняшний молодой читатель?
Ответить на эти вопросы помогают не только наблюдения сотрудников библиотеки, беседы с подростками, но и исследования, проводимые отделом социологии и психологии юношеского чтения, возглавляемым кандидатом философских наук Зоей Алексеевной Янковой. Для того чтобы лучше узнать своих читателей, сотрудники отдела выезжают в командировки, встречаются с молодежью в многочисленных филиалах республиканской библиотеки.
— Мы давно уже не говорим о чтении вообще, ибо его как такового просто не существует, — рассказывает социолог Маргарита Михайловна Самохина. — Есть чтение «деловое» и «свободное». Или, если упростить понятия, то одно — «для дела» — подготовка к занятиям, экзаменам, а другое — «для души». Существует еще так называемое «маргинальное» чтение, находящееся на грани приятного с полезным. Проведенное нами исследование помогло выяснить запросы юного читателя, соотношение делового и свободного, библиотечного и внебиблиотечного чтения, а также читательские авторитеты.
Формирование читательского вкуса происходит, как правило, стихийно и не под воздействием специалистов, а случайных и сомнительных авторитетов, чаще всего подружек и приятелей, передающих из рук в руки «модное» чтиво, зачастую просто книжку-однодневку.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
Повесть
Совершено преступление. Как жить дальше человеку, совершившему его?