Пятисотники

М Ефетов| опубликовано в номере №557, август 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Если у вас нет работы по специальности и вы занимаете должность угольщика на окладе или кочегара, ожидая вакансии машиниста, не огорчайтесь: достаточно вам сопоставить свой возраст с возрастом тех, кто занимает должности машинистов, и вы убедитесь, что ваши конкуренты старше вас. Значит, ваша кандидатура на вакансию не бесцельна. Старшие умрут, и вы со временем получите место согласно вашим знаниям».

Так «утешают» американских железнодорожников справочники и указатели с «советами», как найти работу.

Вакансия... Нет, это слово незнакомо Владимиру Гейне - машинисту депо Ленинград - Сортировочный - Московский. Владимиру Владимировичу Гейне 28 лет. В 1939 году он окончил школу фабрично - заводского ученичества, работал слесарем, но мечтал стать машинистом. А мечта в нашей стране, как известно, - первый вариант плана.

Гейне пошёл на паровоз перед самой войной. Сначала работал кочегаром, потом помощником машиниста. Помощник стоит у левого окошка паровоза, машинист у правого. Расстояние - немногим больше двух шагов, а ведь на то, чтобы пройти их, нужно два года. Два года честной работы и внимательной учёбы у старшего на паровозе. Но всё равно был бы Гейне машинистом в 22 - 23 года, если бы не война.

В годы войны железнодорожники нужны были и в тылу, но Гейне предпочёл пойти на фронт. «Ведь их же надо отучить мешать нам. А по - хорошему с ними договориться очень трудно».

С передовой линии фронта Гейне трижды возвращался в тыл: с тяжёлым ранением руки, затем глаза и в последний раз - с ранением ноги. Молодость и страстное желание довоевать побеждали, помогали заживать ранам. Трижды Гейне возвращался обратно в строй. А в 1945 году, сразу же после победы, поехал на курсы машинистов. Учился, получал стипендию, потом стал к левому окошку паровоза. И вот уже почти два года сам водит тяжеловесные составы в километр длиной.

Гейне - самый молодой машинист депо Ленинград - Сортировочный - Московский. Но условия для занятия подобной «вакансии» есть у любого молодого человека нашей страны: учись только, честно работай, страстно желай стать мастером своего дела, не останавливайся на достигнутом.

Паровоз, даже самый лучший, пробегал в сутки две - три, максимум четыре сотни километров. В нашей стране - впервые в мире - машинисты заставили паровоз пробегать 500 километров в сутки. Так началось движение пятисотников.

Ленинградские машинисты узнали, что замечательно водит поезда дальневосточный механик Соловьёв, награждённый за свою работу на паровозе Сталинской премией. Решили перенять его опыт работы.

... В депо Москва - Сортировочная в 1919 году сотни коммунистов и беспартийных вышли на коммунистический субботник ремонтировать паровозы, чтобы закрепить победу революции.

В 1948 году, в день 30 - летия комсомола, молодые рабочие депо отремонтировали 5 паровозов, товарный и пассажирский составы.

«Наше» становится людям дороже, чем «моё».

Вот в депо Ленинград - Сортировочный - Московский появились машинисты - пяти - сотники. Но они только так называются, а в действительности их паровозы пробегают больше, чем 500 километров в сутки. В декабре прошлого года на объединённой научно - технической конференции в Ленинградском институте железнодорожного транспорта выступил машинист Василий Сучков. Он водит товарные поезда со скоростью пассажирских. Но Сучкову этого мало. По графику его составу положена остановка на станции Мга. Здесь 10 минут отнимает набор воды. На предыдущей станции, минуя стрелочный пост, Сучков чуть придерживает бег своего паровоза. Здесь он наскоро пишет на клочке бумаги записку и сбрасывает её к ногам дежурного по станции.

Пропустив поезд, дежурный заходит на станцию, подтягивает к себе гармошку селекторного телефона:

- Диспетчер!

- Я диспетчер!

- Передаю записку машиниста Сучкова: «Прошу пропустить ходом по первому головному пути. В воде не нуждаюсь. Сучков».

- Понятно! - отзывается диспетчер.

На мгновение он задумывается. Пропустить проходом?! Не будет ли это нарушением? Ведь надо бы не только дать воды, но и машину осмотреть. Сучков! Диспетчер вспоминает коренастого, с открытым русским лицом человека. Сорок четыре года работает Сучков на железной дороге, двадцать один год водит поезда. Он коммунист, заместитель секретаря партбюро. У Сучкова не бывает аварий, нет даже просто оплошностей...

Диспетчер нагибается к микрофону:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены